Софт

дерево будды 5 букв

Рейтинг: 4.4/5.0 (1079 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Ответы на кроссворд АиФ № 13

Ответы на кроссворд АиФ № 13, 2016 года

1 В сезоне 2004/05 за мадридский «Реал» играли сразу четыре обладателя «Золотого мяча». Как окрестили этот квартет звезд? (10 букв).
5 «Семейное портфолио» (6 букв).
9 «Пирушка на опушке» (6 букв).
10 Кто написал слова к популярной военной песне «Смуглянка»? (6 букв).
11 В каком чине погиб при осаде Смоленска лермонтовский предок Джордж Лермонт? (8 букв).
14 Завхоз на армейской службе (11 букв).
16 «Сухой остаток» от «медвежьей услуги» (4 буквы).
18 «Карточные ромбики» (5 букв).
19 Какую звезду Голливуда, с ее слов, частенько путают в магазинах с Мерил Стрип? (5 букв).
20 Под каким псевдонимом Агата Кристи изначально собиралась издавать свои произведения? (4 буквы).
23 Любимая ткань английского короля Георга V (4 буквы).
28 «Будь умерен во всем и сохранишь …» (8 букв).
29 Чем занимался Томас Мор, прежде чем стать канцлером казначейства? (10 букв).
30 Завеса романтики (4 буквы).
31 «Самый неумелый волшебник на свете» из романов Терри Пратчетта (6 букв).
32 Ученый муж из Духовной академии (8 букв).
33 «Центр внимания» в кинозале (5 букв).
34 Послание из телефона (4 буквы).
40 Какая деталь предохраняет разрез на одежде от растяжения? (7 букв).
42 «Штопор» столяра (9 букв).
43 Кто из шахматных чемпионов два срока занимал пост президента ФИДЕ? (4 буквы).
44 Какое дерево стало символом Техаса? (5 букв).
45 Стержень, чтобы фиксировать (5 букв).
46 Духовный лидер в тибетском буддизме (7 букв).
47 Чем «пропитан» хит «Аргентина Ямайка» у группы «Чайф»? (4 буквы).
48 Музыкальное амплуа героя джазовой драмы «Одержимость» (7 букв).
49 Первый игрок в истории Лиги чемпионов, забивший пять голов в одном матче (5 букв).
50 «… моя лиственная, взгляды у людей пристальные» (5 букв).
51 Пьер в мужьях Марии Склодовской (4 буквы).
52 Что в чулане хранится «в доме, который построил Джек»? (7 букв).

1 Какое существо «застряло между полами»? (11 букв).
2 С какой певицей в разное время крутили романы Джастин Тимберлейк и Колин Фаррелл? (5 букв).
3 Паранормальное восприятие (15 букв).
4 «Правительственный маршал» (7 букв).
6 Главный из парижских музеев (4 буквы).
7 Одежда для сильно уверенных в спортивности своей фигуры (4 буквы).
8 Домашнее прозвище Карла Маркса (4 буквы).
10 «Знать, оттого так хочется и мне, задрав …, бежать за комсомолом» (5 букв).
12 Астраханский десерт (5 букв).
13 Какой народ держал в заложниках римского полководца Аэция? (5 букв).
15 Сводная сестра лорда Байрона, ставшая его первой пылкой любовью (7 букв).
17 Повелитель джинна из диснеевского сериала (7 букв).
18 «Зимний яхтсмен» (7 букв).
21 С каким эпейским царем миф связывает шестой подвиг Геракла? (5 букв).
22 Чей «Реквием» звучит в романе «Утраченный символ» Дэна Брауна? (5 букв).
24 Прозвище Таракановой из ироничных детективов Дарьи Донцовой (5 букв).
25 Во что играет раскладным ножом герой детективного триллера «Семь»? (5 букв).
26 У Марка Шагала есть … с семью пальцами (11 букв).
27 Какой из немецких праздников появился благодаря свадьбе принца Баварии Людвига и принцессы Саксонии Терезы? (11 букв).
31 «Спальный …» мегаполиса (5 букв).
34 «Экскурс в прошлое» по ходу фильма (7 буквы).
35 «Чтобы … не отбился от рук, его обводят вокруг пальца» (7 букв).
36 Соус, чтобы чипсы макать (3 буквы).
37 Чей череп «пожалел» шекспировский Гамлет? (5 букв).
38 Кепка у сицилийских водителей (7 букв).
39 Гудковский псевдоним Валентина Катаева (7 букв).
41 «Мстислав Великий» нашей космонавтики (6 букв).
42 Четверостишие «от Нострадамуса» (6 букв).
46 С каким отелем связан уход в лучший мир для очаровательной Коко Шанель? (4 буквы).

Отправить комментарий Другие статьи рубрики "Ответы на кроссворды"

SMS бесплатно
Как бесплатно отправить SMS с сайта

Слушать музыку
Огромный выбор различных жанров

Как заработать отвечая на вопросы
Вы отвечаете на вопросы и получаете за это деньги

Как заработать на картинках
Вы заливаете картинки - вам за это платят

Обзор тизерных сетей
Какую тизерную компанию выбрать для заработка.
Какой хостинг выбрать
Как выбрать хостинг для сайта.

Рекомендуем

дерево будды 5 букв:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Индия, Бодхгая: место, где Будда достиг просветления

    Индия, Бодхгая: место, где Будда достиг просветления

    Бодхгая – небольшой город в штате Бихар в северно-восточной Индии. Именно здесь, две с половиной тысячи лет назад, Будда, всего после 6 недель медитации, достиг просветления (до этого в храме Вишнупад он потратил на медитацию 6 лет).


    Когда-то очень давно, а именно за 564 года до нашей эры, 35-летний принц и странствующий монах по имени Гаутама Сиддхартха, добрался до индийской деревеньки Бодх-Гая. Он странствовал очень давно, пытаясь понять как устроен этот мир и в чем смысл вещей и всего земного, населяющего планету.

    На фотографии японская копия статуи Будды из Бодхгаи:

    Шесть лет медитации в храме Вишнупад не дали страннику желанного результата. Гаутама Сиддхартха, измученный голодом, совсем обессилев, упал в реку, не глубокую, но с сильным течением, которое и вынесло его на берег деревни Бодхгая. Здесь он получил добрый знак: напившись воды из кувшина, и наполнив его снова, он бросил кувшин в реку. Кувшин не пошел ко дну, и это дало надежду монаху, что здесь великое просветление снизойдет на него.

    Сейчас одной из основных достопримечательностей этого города является храм Махабодхи. Весь комплекс храма Махабодхи состоит их памятных мест, связанные с Буддой. Храм построен на месте, где Будда достиг просветления, пробыв здесь 6 недель до этого и неделю после.

    Первую неделю Будда провел под деревом Бодхи. вторую – в созерцании другого дерева, на месте которого построен небольшой белый храм.

    В первом веке до нашей эры была построена Chankramana Chaitya, которая представляет собой небольшое возвышение. Считается, что здесь Будда был третью неделю в состоянии медитации.

    Ratanagraha Chaitay (Алтарь Драгоценного Знания) является местом, где Будда провел четвертую неделю.

    Ajapala Nigrodha – дерево, под которым он провел пятую неделю. Сейчас, это место символизирует колонна.

    Озеро Мучалинды (Mucalinda) – пруд с лотосами, в котором Будда провел шестую неделю. Расположенная в этом месте статуя Будды, покрыта змеями: по легенде, кобры спасли Будду от утопления, когда тот находился в состоянии глубокой медитации.

    Дерево Раджаянта (Rajayatana) – дерево, под которым Будда медитировал в течение седьмой недели.

    Современное дерево Бодха — прямой потомок того самого дерева, под которым согласно преданию, Будда достиг Просветления и нирваны. Черенки древнего дерева Бодха были вывезены на Шри-Ланку и, когда оно состарилось и засохло, дочь царя Ашоки привезла молодые побеги прямых потомков того дерева и высадила их на этом месте, с тех пор поддерживается прямая преемственность.

    В 24 метрах от дерева Бодхи расположен храм Махабодхи, который был построен индийскими правителями. Индийский император Ашока Мурья начал его строительство в третьем веке до нашей эры, чтобы отметить то место, где Будда достиг Просветления и нирваны. Все последующие индийские правители также внесли свой вклад в строительство храма.

    Храм является священным местом для буддистов всех традиций и наиболее важным из всех четырех центров паломничества.

    Фотография внутри храма Махабодхи:

    Интересно также и то, что расположено вокруг храма.

    Местом поклонения является Ваджрасана. или алмазный трон, представляющийся из себя плиты из красного песчаника. Расположен Ваджрасана под Бодхой на том самом месте, где согласно преданию, Будда сидел в медитации и достиг Просветления.

    Около храма Махабодхи построены монастыри разных стран: Японии, Вьетнама, Тибета, Таиланда, Шри-Ланки, Непала, Мьянмы, Китая и Бутана.

    Лучшее время для поездки в Бодхгаю – зимнее, поскольку лето – сезон муссонных дождей и в это время здесь очень жарко.

    Прямой эфир Блоги

    Дерево будды 5 букв

    Будда

    будда < санскр. и пали buddha — «просветлённый», букв. «пробужденный» ————

    В буддийской мифологии:

    1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития.

    Будда имеет много параллельных терминологических наименований, как, например:

    — татхагата — «так пришедший», — сугата — «в добре пришедший», — джина — «победоносный».

    Первоначально словом «будда» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других буддах. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть будд, которые появились до Шакьямуни, в «Буддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нём, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать буддой); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее. По представлениям мифологии хинаяны, будда всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать буддой, он имеет махапурушалакшану; после достижения нирваны (то есть состояния будды) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция будды — проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны).

    В мифологии махаяны число будд возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет своё «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый будда имеет свою буддакшетру — поле (влияния); которая находится в определённом месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, будды могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией будд является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. Амитабха). В связи с этим возникла идея о тождестве всех будд, которая нашла выражение в концепции о «трёх телах будды» (см. Трикая). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон будд в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же будды).

    В мифологии ваджраяны число будд тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число будд ограничивается пятью т, н. дхьяни-буддами — букв. «буддами созерцания»; и соответствующими им пятью земными буддам. «Гухьясамаджа-тантра» (III в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхъю и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Ратнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырёх направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце I-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совладают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определённых точках времени и пространства, они скорее всего — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д. (см. таблицу). Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», то есть комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.

    Атрибуты-заместители изображения Будды:

    — дерево Бодхи; — трон/алтарь (кубический камень); — колесо закона (с вилкой!); — ступни Будды (2); ладони Будды (3); благопожелание; — лотос; — тюрбан Будды (кишки Будды, ленты на дереве Бодхи).

    БОДХИ ДЕРЕВО - это

    БОДХИ ДЕРЕВО это:

    БОДХИ ДЕРЕВО БОДХИ ДЕРЕВО

    БО?ДХИ ДЕРЕВО, священное дерево буддизма, под которым Будда обрел Просветление.
    * * *
    БО?ДХИ-ДРЕ?ВО, в буддизме (см. БУДДИЗМ ) древо Просветления, под которым индийский пустынник Гаутама обрел высшее состояние сознания, сверхзнание и другие отличительные свойства Будды (см. БУДДА ). Принадлежит к виду древовидных фикусов (Ficus religiosa). Растет в большинстве буддийских монастырей, где считается, что отростки-саженцы происходят от Бодхи-древа, растущего в городе Бодх-гая (см. БОДХ-ГАЯ ) (возраст нынешнего более 100 лет) и являющегося одной из самых почитаемых святынь буддизма. Это крупное ветвистое дерево, около 30 м высотой, со светло-серым стволом и среднего размера сужающимся листом с удлиненным кончиком. На скульптурных панно раннего буддизма (напр. в Бхархуте, Санчи) древо нередко символически обозначало Будду. Позднее в буддийском искусстве образы дерева и ступы (реликвария останков Просветленного) соединились в один: ступа, над ней — зонтик, иногда многоярусный. Так выглядит один из самых ритуально почитаемых объектов всех форм буддизма.
    Бодхи-древо есть космологический центр буддийской вселенной. Во время космического распада (пралая) нижних ее миров оно исчезает последним, а в период восстановления земных условий — вырастает первым. Все будды обретали Просветление под Бодхи-древом. В каждом буддийском монастыре с ним связано множество легенд и чудес. Согласно одной из самых ранних, царь Ашока (см. АШОКА ) (3 в. до н. э.) приказал брахманам спилить его и сжечь в жертвенном костре, но Бодхи-древо восстало в сиянии из пепла и пламени. Тогда потрясенный царь велел омыть его молоком, и на следующее утро древо обрело свою прежнюю форму. Ашока огородил его каменной стеной и «назначил» святым местом империи, отростки и саженцы послал с буддийскими миссиями во все близлежащие страны, сам стал ревностным буддистом.

    Энциклопедический словарь. 2009 .

    Смотреть что такое "БОДХИ ДЕРЕВО" в других словарях:

    БОДХИ ДЕРЕВО — священное дерево буддизма, под которым Будда обрел Просветление … Большой Энциклопедический словарь

    Дерево Бодхи — Дерево Бодхи  в буддизме  легендарное дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал … Википедия

    Дерево бодхи — в буддизме легендарное дерево, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления (бодхи) и стал Буддой. Предполагают, что в этом предании упоминается вполне реальное дерево, относящееся к виду Ficus religiosa L. Дерево Бодхи один из… … Википедия

    Бодхи (значения) — Бодхи (санскр. ????): бодхи пробуждение или просветление в буддизме дерево Бодхи  дерево вида Ficus religiosa, под которым Будда получил просветление. Семена бодхи материалом для чёток. См. также Бодхисаттва Бодхичитта Бодхидхарма … Википедия

    дерево бодхи — дерево, под к рым на Шахьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Считается, что это реальное дерево, ученые относят его к виду Ficus religiosa. Будд. монастыри стараются раздобыть отростки дерева этого вида, они служат объектами… … Буддизм

    БОДХИ — (санскр. и пали bodhi, букв. «пробуждение»), один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение В. не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все… … Энциклопедия мифологии

    Бодхи Друма — (Санскр.) Дерево Бо или Бодхи; древа познания. Pippala или ficus religiosa в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утверждают, 400 футов высоты, но когда… … Религиозные термины

    БОДХИ ДРУМА — (Санскр.) Дерево Бо или Бодхи; древа познания. Pippala или ficus religiosa в ботанике. То дерево, под которым Шакьямуни медитировал семь лет и затем достиг состояния Будды. Первоначально оно было, как утверждают, 400 футов высоты, но когда Сюан… … Теософский словарь

    бодхи — (санскр. пали, дословно «пробуждение», «просветление») одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение Б. не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения… … Буддизм

    Бодхи-Гая — местность, в к рой на Шакьямуни снизошло просветление; дерево бодхи, под к рым оно произошло, бодхисаттва личность, стремящаяся к состоянию просветления; бодхичитта энергия, движущая бодхисаттву к просветлению … Буддизм

    Книги
    • Путеводитель по Индии (практические советы путешественнику): Мадхья Прадеш, Бихар и Джаркханд. . Рыжакова С. Чекурова Н. «Если есть на земле страна, где нашли место все мечты людей с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни, - это Индия… Уже больше тридцати столетий из этой знойной земли, жаркого… Подробнее Купить за 210 руб
    • Бабье лето. Петр Ловыгин. Самая оглушительная во всех смыслах страна на земле, в рассказах Петра Ловыгина, блогера и путешественника. Четыре месяца странствий по Бенгалии, Тамил-Наду, Пенджабу, Раджастану и прочим,… Подробнее Купить за 149 руб аудиокнига

    Дерево будды 5 букв

    Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям Буддизм. Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям

    Ади-Будда (санскр. &#256;dibuddha, тиб. thog ma'i sangs rgyas) – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Будда. Эта мудрость есть свобода от любых захваченностей (санскр. и пали up&#257;d&#257;na, букв. захваченность, привязанность / вполне вероятно, что русское слово "падкий" имеет этимологическую связь с этим словом). Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых захваченностей. Пять накоплений захваченности, или скандхи, изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями. (Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Жадности, Ненависти и Невежества.) На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался опыт, кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию.

    Пять дхьяни-будд (санскр. dhy&#257;nibuddha), или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагат, олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями. Пять дхьяни-будд – это:

    1. Будда Акшобхья
    2. Будда Ратнасамбхава
    3. Будда Амитабха
    4. Будда Амогхасиддхи
    5. Будда Вайрочана

    Среди буддийских учений особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, фундаментальные элементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из "Вайро Драбаг" (тиб. bai ro 'dra 'bag):

    Пять совокупностей – это пять татхагат,
    А пять элементов-первоначал – их супруги,
    Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы…

    Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх, тиб. phung po lnga), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами и дхьяни-буддами:

    Дхьяни-будды Накопления (скандхи) Скандхи на санскрите
    Акшобхья форма r&#363;pa
    Ратнасамбхава ощущения vedan&#257;
    Амитабха представления sa&#7747;j&#241;&#257;
    Амогхасиддхи сформированный опыт sa&#7747;sk&#257;ra
    Вайрочана различение, сознание vij&#241;&#257;na

    Слово "скандха" (санскр. skandha, пали khandha, тиб. phung po) переводится как накопление, совокупность. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:

    * Форма (рупа) /телесная оболочка, внешность, тело/;
    * Ощущения (ведана) /чувства; ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные/;
    * Представления (санджня) /понятия, образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами/;
    * Сформированный опыт (санскара) /склонности сознания, направляющие наши действия; это накопленный кармический опыт наших поступков тела, речи и ума; то, что запечатлено на глубоком причинном уровне, как информация о совершённых в прошлом действиях/;
    * Различение (виджняна) /работа сознания, движения души; например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению/.

    Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.

    Пять великих элементов (санскр. mah&#257;bh&#363;ti, тиб. 'byung ba che, 'byung ba chen po) символически представлены супругами (тиб. yum, букв. супруга, шакти) пяти дхьяни-будд. Пять победоносных супруг (тиб. rgyal ba yum lnga) – это:

    1. Лочана (санскр. Locana, тиб. spyan ma – Лочана / sangs rgyas spyan ma – Будда-Лочана, букв. "Глаз Будды");
    2. Мамаки (санскр. M&#257;mak&#299;, тиб. ma ma ki, производное от санскр. m&#257;maka, букв. мой; эгоистичный);
    3. Пандаравасини (санскр. P&#257;&#7751;&#7693;arav&#257;sin&#299;, тиб. gos dkar mo, "В белом одеянии", "Богиня в белом одеянии");
    4. Самайя-Тара (санскр. Samayat&#257;ra, тиб. dam tshig sgrol ma, "Спасительница, давшая святой обет");
    5. Дхатвишвари (санскр. Dh&#257;tv&#299;&#347;var&#299;, тиб. dbyings phyug ma / dbyings kyi dbang phyug ma, букв. "Владычица Пространства" / также именуется Акаша-Дхатвишвари).

    Соотношение между юм и элементами следующее:

    Супруги дхьяни-будд Соответствующий будда Элемент
    Будда-Лочана Акшобхья Земля
    Мамаки Ратнасамбхава Вода
    Пандаравасини Амитабха Огонь
    Самайя-Тара Амогхасиддхи Воздух
    Дхатвишвари Вайрочана Пространство

    Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в "Бардо Тодрол" говорится следующее: семейство Будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего "воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода", а семейство Будды Ратнасамбхавы – когда "появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля".

    Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.

    Что такое Пять Элементов (тиб. yul gyi khams lnga) на материальном уровне? В человеком теле, например, Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло нашего тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.

    Соотношение между скандхами и мудростями
    Дхьяни-будды Пять скандх Изначальные мудрости
    Акшобхья Форма Мудрость, Подобная Зеркалу
    Ратнасамбхава Ощущения Мудрость Равностности
    Амитабха Представления Мудрость Различения
    Амогхасиддхи Сформированный опыт Мудрость, Совершающая Деяния
    (Мудрость, Достигающая Всего)
    Вайрочана Сознание Мудрость, Постигающая Пустоту
    (Мудрость Дхармадхату)

    Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это наше изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это вовсе не пустое место. Все мудрости представляют собой естественное состояние ума, свободное от захваченностей. Тулку Ургьен Ринпоче говорил:

    "Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.

    Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит".

    Из книги "Ваджрная речь"

    Неотвлечение от истинной сущности и незахваченность – это очень близкие понятия. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.

    Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.

    Будда - Будда - Журнал «Буддизм России»

    Будда


    Буддой – "Пробужденным" был назван царевич Сиддхартха Гаутама, когда познал причину наших страданий и путь избавления от них.Будда
    Родился Сиддхартха на севере Индии, в Лумбини (сейчас эта территория принадлежит Непалу), и происходил из рода Шакьев, который входил в одно из арийских племен, перекочевавших сюда, возможно, откуда-то из степей Причерноморья. То есть Будда был почти что нашим земляком. Это справедливо, впрочем, и по отношению ко всему индо-арийскому населению Индии – в классическом языке Древней Индии, санскрите, около 60% корней родственны русским, что можно уже видеть по слову "Будда", с его корнем "буд" – будить.
    А вот когда именно Будда жил, сказать трудно: датировки, как традиционные, так и научные, дают разброс от VIII до III вв. до н.э. Его Святейшество Далай-лама даже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью новейших технологий для установления точного времени жизни Будды. Пока это не сделано, и большая часть исследователей склонна думать, что Будда жил приблизительно в конце VI – начале V века до н. э. то есть приблизительно 2500 лет назад. Именно тогда вокруг него сложилась община нищенствующих монахов, которая, несмотря на свою бесприютность и внешнюю беззащитность, дожила до наших дней, – в то время как канули в лету гордые мировые империи с их "всенародными идеологиями". Что ж, подлинные духовные ценности нелегко выкорчевать из души человека.
    Согласно традиции, родился Сиддхартха в семье царя Шакьев, почему его часто называют Шакьямуни – "мудрец из Шакьев". Археологические изыскания показали, правда, что государство Шакьев имело демократическое устройство и не имело "царей", но, как мы знаем, разница между избранным и наследственным главой государства не так уж существенна. Мать Сиддхартхи звали Махамайя, она умерла вскоре после родов. "После" не значит "по причине": в житиях Будды говорится, что роды у Махамайи были безболезненными и чудесными – мальчик вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сразу сделал семь шагов вперед и провозгласил, что уже в этом рождении станет Буддой.
    Впрочем, была альтернатива. Мальчик был наделен 32 "признаками великого человека", что предвещало великое будущее, но необязательно религиозное. Такой мальчик мог стать и "чакравартином" – вселенским правителем, что для родителей казалось гораздо приятнее и престижнее. Поэтому неудивительно, что отец Сиддхартхи, Шуддходана, избрал вполне определенный способ воспитания сына: дабы не наталкивать его на невеселые размышления о смысле жизни, царь создал для мальчика совершенно райскую атмосферу, исполненную всяческих радостей. Играть во дворец с царевичем приходили только самые талантливые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получил прекрасное образование и освоил основные воинские искусства, во всем первенствуя среди товарищей. Когда он повзрослел, забавы его дополнились наслаждениями с множеством прекрасных дев, одна из которых, Гопа, стала его любимой женой и родила ему сына. И все это время юноша не видел ничего неприятного: во дворец не допускались даже тени бед человеческих, а из дворцового сада Сиддхартху не выпускали. И все же в душе царевича что-то зрело, манило за пределы прекрасной тюрьмы чувственных удовольствий. Не случайно, услышав о рождении своего первенца, Сиддхартха задумчиво промолвил: "Родилось препятствие." "Препятствие" (санскр. Рахула), создавшее новую сильную связь с мирским, – стало именем его сына, но и оно не смогло удержать царевича от устремления к духовному поиску.
    И вот однажды духовные склонности Сиддхартхи получили решающий толчок. Впервые выехав, наконец, за пределы дворцового сада, он встретил больного, старика и труп, который везли на кладбище. Возничий объяснил Сиддхартхе, пораженному изможденным видом больного и отвратительной немощью старика, что такая участь – болезнь, старость и смерть – ждет всех существ и не было еще никого, кто бы не болел, не старился и в конце концов не умер. Потрясенный такой перспективой, о существовании которой он не ведал, царевич преисполнился ужаса и спросил возницу – можно ли спастись от болезни, старости и смерти. В ответ возница указал на собирающего подаяние монаха: "Такие люди ищут спасения от страданий сансары – нашего круговорота рождений и смертей."
    Возжелав отказаться от мирской жизни, Бодхисаттва (так называют того, кто готовится стать Буддой) обратился к отцу за разрешением: "Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться." Царь ответил: "Я дам тебе все, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце." Бодхисаттва сказал: "Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие." "Я не имею силы дать тебе это", – ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца. Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.
    Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации сферы ничто. После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в сферу ничто и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, – ответил Арада, – теперь, что знаю я, знаешь ты." Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного." И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума в сфере ни сознания, ни не-сознания, и стал учиться у него. За короткое время достигнув сферы ни сознания, ни не-сознания, Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе: "Нет, это тоже не ведет к нирване!" Пять из учеников Удраки последовали за ним.
    Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться истинному аскетизму самостоятельно.
    Несколько лет назад мне довелось побывать в этих местах. Лесистые холмы, в которых Бодхисаттва предавался аскезе, занимают сравнительно небольшую площадь, резко вздымаясь посреди обширной равнины, очень напоминающей украинские степи. Найранджана, широко разливающаяся в период дождей, в январе представляла собой множество мелких прозрачных ручейков, глубиной по щиколотку, струящихся по обширному почти пересохшему руслу. Мы ехали в запряженной пони тележке по вьющейся вдоль реки дороге, солнце постепенно погружалось за лежащие на другом берегу холмы, в которых когда-то медитировал Будда. У изредка встречавшихся нищих индийских хижин, имеющих лишь три стены и открытых, как напоказ, со стороны дороги, горели костры, на которых что-то варилось. Ничего не изменилось за две с половиной тысячи лет. И пока мы не знаем, живет ли кто-нибудь сейчас в холмах у реки Найранджаны.
    Пребывая на протяжении шести лет в глубоком сосредоточении, Сиддхартха все это время ел не больше трех зерен в день и сильно ослаб. Почувствовав, что для продолжения духовного подвига необходимо подкрепиться, он пошел вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретил там крестьянскую девушку Суджату, которая поднесла ему чашу простокваши или молока с медом и рисом. Пять учеников Бодхисаттвы, увидев, что он вернулся к нормальной пище, потеряли веру в него и, покинув Сиддхартху, ушли в сторону Варанаси. Он же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы пищей, перешел речку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (Пробуждения).
    Дерево это, точнее потомок того самого дерева, и сейчас стоит на этом месте – приходи и садись! – рядом же построен храм Бодхнатх – в честь Пробуждения Будды. Подстелив под себя охапку травы, он сел лицом к востоку и поклялся не уходить из-под дерева, пока не достигнет Пробуждения.
    И тут начались последние испытания. Мара, владыка зла, попытался сделать все, чтобы не допустить решающего достижения. Он насылал Бодхисаттве видения страшных войск и чудовищ, пытался соблазнить его своими прелестными дочерьми, но все напрасно – Бодхисаттва остался непоколебим. Победив Мару, он погрузился в глубокое созерцание и, пройдя все четыре уровня транса, уже перед восходом солнца постиг до конца взаимозависимость всего сущего и Четыре Истины о страдании. Это была победа – наивысшее Пробуждение Будды.
    Что же понял Будда под деревом Бодхи? Принципы реальности, постигнутые им, оказались достаточно сложны, и вначале он колебался, стоит ли вообще пробовать кому-либо их объяснить. Но все же решился и, поскольку оба его учителя к тому времени уже умерли, первым он решил изложить это своим бывшим пяти ученикам, отправившись для этого в Варанаси, где они продолжали предаваться аскезе.
    Пятеро аскетов договорились было не выказать должной вежливости по отношению к своему бывшему наставнику, который, как они полагали, нарушил аскетические обеты, но не смогли противиться исходящему от него величию и почтительно приветствовали Будду. Ночью он поведал им Учение:

    "Есть две, о монахи, крайности,
    которым пусть не следует подвижник.
    Какие две?
    Одна – это склонность ко всяким похотям,
    как гумно, пошлая,
    низкая мужицкая, простонародная, неарийская, бессмысленная.
    Другая – это склонность себя изнурять,
    тяжкая, неарийская, бессмысленная.
    Ни к той, ни к другой крайности не клонится
    верный срединный путь.
    А вот, монахи, что есть страдание:

    и рождение тяжко, и болезнь тяжка, и смерть тяжка,
    и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – тяжки.
    С постылыми связь тяжка,
    с милыми разлука тяжка,
    и не иметь, чего хочется, тяжко.
    Короче – пять горючих груд тяжки.
    И это – арийская истина.
    А вот, монахи, каково сложение страдания:

    это жажда, себя поддерживающая,
    прелесть, сопряженная со страстью,
    то тем, то этим готовая прельститься,
    а именно:

    жажда обладать,
    жажда быть,
    жажда мочь.
    И это – арийская истина.
    А вот, монахи, каково пресечение страданий:

    без остатка всей этой жажды
    бесстрастное пресечение, уход,
    покидание, свобода, безуютность.
    И это арийская истина.

    А вот, монахи, какова верная дорога,
    что приводит к пресечению страдания:
    это – арийская восьмизвенная стезя,
    а именно:

    истинное воззрение, истинное намерение,
    истинная речь, истинные поступки,
    истинный образ жизни, истинное усилие,
    истинное памятование, истинное сосредоточение.
    И это – арийская истина".

    (Перевод А.Парибка)
    Так, в Оленьем парке Сарнатха близ Варанаси, где и сейчас гуляют олени, были поведаны миру фундаментальные для буддийского учения "Четыре святые истины" – о страдании, его причинах, пресечении страдания и пути.
    Проводя жизнь в проповедях, Будда дожил до 84 лет. За эти годы он не раз встречался с сильными мира сего, давал светские советы и религиозные наставления царям, не оставался равнодушным к происходящему. Был случай, когда. встав между двумя армиями, он сумел предотвратить войну. Иногда он творил чудеса, однако чаще обращался прямо к разуму человеческому. Так было в эпизоде с женщиной, которая принесла Будде тело своего умершего ребенка, моля оживить его: Будда сказал несчастной, что оживит ребенка, если той удастся найти хоть один дом, где кто-нибудь не умер. Обойдя все окрестности и осознав неизбежность смерти, женщина сумела смириться с потерей. Центр тяжести учения Будды всегда состоял в том, чтобы научить человека принять на себя ответственность за собственную судьбу.

    "Водою Будды не смывают скверны,
    страдания существ рукой не устраняют.
    Другим не передать прозрения свои –
    учением об истине они существ освобождают."
    Предание гласит, что многие ученики Будды сумели достичь освобождения от страданий – нирваны раньше Учителя. Сам же Шакьямуни ушел в нирвану в лесу близ селения Кушинагара, лежа на правом боку в "позе льва", и последние слова его были:
    «Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению. »

    Так рассказывают о жизни Будды Шакьямуни в южных школах буддизма. В северных традициях Махаяны жизнь Будды передают языком символов и поэзии, и самое известное житие его не случайно носит название "Большая игра", но это уже совсем другая история.
    Согласно буддийской легенде, было сделано несколько прижизненных изображений Будды, и одно из них сохранилось до наших дней. Эта статуя, известная как "Сандаловый Будда", была когда-то в начале нашей эры перевезена из Индии в Китай и через несколько веков, когда построили Пекин, помещена в специальном храме.

    Сейчас она находится в Эгитуевском дацане в Бурятии.