Софт

музыкальное произведение в энергичном ритме 4 буквы

Рейтинг: 4.3/5.0 (147 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Всякая музыкальная пьеса, 4 буквы, 4-я буква С, сканворд

о п у с

всякая музыкальная пьеса

• музыкальное произведение в пронумерованном списке трудов композитора

• музыкальная порядочность (композит.)

• музыкальное произведение, обозначаемое порядковым номером в ряду других произведений данного композитора

• отдельное музыкальное произведение в ряду других сочинений того же композитора

• произведение писателя или музыканта

• пронумерованное творение

• сочинение, произведение, труд (ироническое)

• сочинение под номером

• научный труд

• порядковая нумерация сочинений композитора

• литературный труд

• термин, употребляемый для порядковой классификации сочинений композиторов

• заумное сочинение (шутл.)

• отдельное музыкальное сочинение

• научный или литературный труд

• сочинение композитора

• творение композитора

• «труд» по-латыни

• музыкальное творение

• труд литератора (ирон.)

• музыкальное сочинение

• научный труд (иронич.)

• «опс» и музыка готова

• труд композитора

• «крейцерова соната»

• отдельное сочинение

• пронумерованное сочинение

• «крейцерова соната» как труд

• музыкальный или научный труд

• авторское творение

• сочинение вообще

• научный труд (ирон.)

• музыкальный труд

• музыкальное произведение (общ.)

• соната с номером

• австрийская поп-рок-группа

• научное сочинение

• австрийская группа (муз.)

• труд сочинителя музыки

• Музакальное произведение под номером

• Музыкальное произведение, обозначаемое порядковым номером в ряду других произведений данного композитора

• Отдельное музыкальное сочинение в ряду других сочинений того же композитора

• Чьё-нибудь произведение, научный или литературный труд

Видео

музыкальное произведение в энергичном ритме 4 буквы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Методическая разработка по музыке по теме: Сценарий ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА по теме - quot; Старинные танцы - quot

    Методическая разработка по музыке по теме:
    Сценарий ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА по теме "Старинные танцы"
    Предварительный просмотр:

    Сценарий к фортепианному концерту 24 мая 2013 года

    Разработала: Алимова О.С.

    Дети самостоятельно находят материал из справочников ряда произведений, которые они исполняют …Данные редактируем на занятиях, а затем дети сами оформляют эти короткие описания тех или иных жанров для общей стенгазеты.

    На концерте одни дети рассказывают о предстоящем произведении, а другие- исполняют его.

    Стенгазету, сделанную своими руками, можно увидеть на концерте и после него, чтобы просветить всех желающих студии.

    Старинный французский танец- Гавот - (фр. - gavotte, от прованс. - gavoto, букв. - танец гавотов, жителей области Овернь во Франции). Музыкальный размер 4/4 или 2/2, темп умеренный. В 16 веке термином гавот обозначали последовательность нескольких двойных БРАНЛЕЙ, а также заключительную часть некоторых сюит бранлей. Схема танца - открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Во время танца вперед выходила ведущая пара, которая исполняла сольную вариацию. Когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов или поцелуй. В 17 веке стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер; около 1830 г. Вышел из употребления (сохраняется в провинции, особенно в Бретани).

    1. Ж.Ф.Рамо Старофранцузский танец

    Исполняет - Кутепова Ксения

    Марш – музыкальное произведение в энергичном, четком ритме и строго размеренном темпе. чаще всего воинственно- героического или торжественного характера. Счет на 2 (или 4).Темп военного марша для духового оркестра – 120 шагов в минуту. Особый типа – концертный марш. Марш существует как часть крупных циклических форм ( сонаты, симфоний) или как самостоятельная пьеса. Жанр марша используется также в опере, балете.

    2. В.Моцарт Менуэт

    Исполняет - Душейко Дарья

    Сарабанда – старинный испанский народный танец известный с 16 века. Название вероятно происходит от одного из видов андалусского танца урожая.

    В 1618 году в Испании «Сарабанда» стала придворным танцем. Изменение её характера заметно на примере французской «сарабанды», которая первоначально была подвижным танцем, а в дальнейшем ( с сер.17 века) танцевалась подобно придворному менуэту. С середины 17 в. «Сарабанда» становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты, в которой она занимает место перед заключительной жигой. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта. Наивысшими достижениями в этом жанре являются «сарабанды» из инструментальных сюит Г.Ф.Генделя и И.С. Баха.

    3. А.Корелли Сарабанда

    Исполняет - Кузьмичева Елизавета

    Анданте ( итал. Andante ) — музыкальный термин. происходящий от итальянского глагола «andante», означающего в переводе «идти». В музыке им обозначают скорость, с которой должно воспроизводиться музыкальное произведение, и соответствует темпу в диапазоне от 76 до 108 ударов в минуту — он располагается посередине между адажио и модерато.

    Наряду с аллегро, это один из самых распространенных в музыке темпов (итальянское слово andante означает идущий, текущий). Он соответствует по скорости спокойному шагу. В этом темпе написано много средних, лирических по характеру, частей симфонических циклов, сонат и квартетов.

    4. И.Гайдн Andante Отрывок из симфонии Прусская Елизавета

    5. Б.Флис «Колыбельная» (ансамбль)

    Исполняют - Чернышева Анастасия и Прусская Елизавета

    « ПЕРВОЦВЕТ» Сергей Бороданёв

    Весенний первоцвет, о юные растенья!

    Как сладок ваш убор для утомлённых глаз.

    За долгий зимний срок вы будто привиденья,

    Рождённые землёй для услажденья нас….

    6. А.Гречанинов «Первоцвет»

    Исполняет - Кузьмичева Елизавета

    Мазурка – польский народный танец ( от польского – mazur ).

    Музыкальный размер 3/4 и 3 /8 .Музыкальная форма разработана Шопеном. Глинкой, Чайковским и другими композиторами.

    В 19 веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

    Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Фридерика Шопена, написавшего более 60 мазурок. Для мазурок всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады.

    7. А.Гречанинов Мазурка

    Исполняет - Душейко Дарья

    ВАРИА?ЦИИ в музыке (от лат. vanatio — изменение) — музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. В инструментальной музыке темой Вариаций обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса.

    Произведения данного жанра часто называются "тема с вариациями" или "вариации на тему".

    Тема может быть оригинальной (сочиненной специально для данных Вариаций) либо заимствованной (из фольклора, из музыки др. автора, из церковного обихода). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодической структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д.

    Следуя друг за другом, В. образуют цикл, который может быть самостоятельным произведением, частью многочастного сочинения (сонаты, симфонии и др.) или разделом сочинения сложной формы.

    Вариации — одна из древнейших музыкальных форм, существующая в фольклоре всех народов. В профессиональной Западно –европейской музыке форма В. кристаллизуется в 16 в.

    8.А.Муха Вариации («Танец зверюшек»)

    Исполняет - Кутепова Ксения

    9.М.Жербин Русский танец

    Исполняет - Чернышева Анастасия

    Автор: Сергей Михалков

    Музыкальное произведение, cлова из 4 букв Крупнейшая база ответов на сканворды и кроссворды

    Музыкальное произведение, cлова из 4 букв Варианты ответов к сканвордам и кроссвордам
    • "Лишний" стих в сонете
    • "Хвост" токкаты
    • альбом Led Zeppelin
    • быстрая часть балета
    • добавочный стих
    • добавочный стих в сонете
    • ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения
    • жилище в Эстонии
    • завершение сонета
    • заключит. часть в музыкальной пьесе
    • заключительная часть в музыкальной пьесе
    • заключительная часть танца
    • заключительный раздел
    • конец музыкального творения
    • конец сонета
    • концовка сонета
    • музыкальная концовка
    • окончание сонета
    • финальные аккорды музыкальной пьесы
    • финиш музыкального творения
    • финиш музыкальной пьесы
    • финиш сонета
    • эпилог музыкальной пьесы
    • добавочный стих в твердых строфических формах, например, 15-я строка в сонете
    • завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие
    • стихи — в сонете, рондо — сверх установленных для данной формы стихотворного произведения строк (в поэтике), заключительная часть сложной строфы
    • заключительная — быстрая, обычно виртуозного характера — часть некоторых танцев, следующая за вариацией
    • быстрая заключительная часть танцев
    • заключительный раздел произведения
    • музыкальный "эпилог"
    • заключительная часть симфонии
    • конец сонаты
    • учитель джедаев ("звездные войны")
    • завершение симфонии
    • конец в партитуре
    • музыкальный финал
    • финиш муз. произведения
    • музыкальный "хвостик"
    • музыкальный конец
    • эпилог симфонии
    • ОПУС
      • музыкальное произведение в пронумерованном списке трудов композитора
      • музыкальная порядочность (композит.)
      • музыкальное произведение, обозначаемое порядковым номером в ряду других произведений данного композитора
      • отдельное музыкальное произведение в ряду других сочинений того же композитора
      • произведение писателя или музыканта
      • пронумерованное творение
      • сочинение, произведение, труд (ироническое)
      • сочинение под номером
      • научный труд
      • порядковая нумерация сочинений композитора
      • литературный труд
      • термин, употребляемый для порядковой классификации сочинений композиторов
      • заумное сочинение (шутл.)
      • отдельное музыкальное сочинение
      • научный или литературный труд
      • сочинение композитора
      • творение композитора
      • "труд" по-латыни
      • музыкальное творение
      • труд литератора (ирон.)
      • музыкальное сочинение
      • научный труд (иронич.)
      • "опс" и музыка готова
      • труд композитора
      • "крейцерова соната"
      • отдельное сочинение
      • пронумерованное сочинение
      • сочинение
      • "крейцерова соната" как труд
      • труд
      • музыкальный или научный труд
      • авторское творение
      • сочинение вообще
      • научный труд (ирон.)
      • произведение
      • всякая музыкальная пьеса
      • музыкальный труд
      • музыкальное произведение (общ.)
      • соната с номером
      • австрийская поп-рок-группа
      • научное сочинение
      • австрийская группа (муз.)
      • труд сочинителя музыки
      • музык. произвед. в широком смысле
      • музык. или научный труд (общее)
      • музык. произведение (общее)
      • научный труд (иронично)
    • ФУГА
      • "Бегство" среди жанров музыки
      • (итальянское fuga — бег, бегство, быстрое течение) одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля, высшая форма полифонии, построена на принципе имитации — многократном проведении одной и той же темы во всех голосах
      • вид органной музыки
      • ж. немецк. столярн. вдольный плотный стык двух досок. Муз. сочиненье, в котором один голос выступает поочередно за другим, повторяя одно и то же. Южн. малорос. вьюга, метель. Фуговать столярн. пригонять и склеивать две доски на ребро плотно, чисто. Фуговаться, страдат. Фугованье, фуговка, действ. по глаг. Фуганок, одинокий и двойной, рубанок в долгой колодке, для фуговки. Фуганочное железко. Не клей держит, а фуганок (т. е. пригонка)
      • жанр органной музыки
      • кратковременное двигательное возбуждение в рамках сумеречного расстройства сознания
      • любимый жанр Баха
      • музык. произвед
      • музыкальная форма
      • музыкальное произведение
      • музыкальное произведение имитационного склада
      • музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами
      • музыкальный конек Баха
      • название этого музыкального произведения в буквальном переводе с итальянского означает "бег"
      • опус для органа
      • органная музыка
      • повторение музыкальной темы несколькими голосами
      • полифоническое музыкальное произведение, в котором одна или несколько тем повторяются во всех голосах
      • произведение для органа
      • тип полифонии
      • форма полифонической музыки
      • высшее достижен. полифонич. музыки
    • СОЛО
      • "Сиротливое" выступление певца
      • "Эгоистическое" пение
      • 1/2 дуэта
      • ария
      • вокальная партия
      • выступлен. одиночки
      • выступление "сиротливого" певца
      • выступление единоличника
      • выступление одиночки
      • герой Харрисона Форда в фантастических фильмах из серии "Звездные войны"
      • голосовое одиночество
      • исполнение арии
      • исполнение одним певцом
      • монолог баяниста в оркестре
      • музыкальный индивидуализм
      • на какой реке стоит индонезийский город Саракарта
      • обязательство играть без "вдовы" или партнера (карточный термин)
      • одинокий вокал
      • одинокое исполнение
      • одинокое пение
      • одиночное исполнение песни
      • одиночное пение
      • ополовиненный дуэт
      • партия в одиночестве
      • партия гитары
      • партия гитары в рок-музыке
      • партия певца-одиночки
      • партия рок-гитариста
      • партия самого голосистого
      • пение "одинокого"
      • пение без подпевок
      • пение в один голос
      • пение в один рот
      • пение в одиночку
      • пение в одно горло
      • пение в одну глотку
      • песнь в один рот
      • песня Алсу
      • песня Алсу с "Евровидения"
      • пилот "Тысячелетнего сокола"
      • пол-дуэта
      • половина дуэта
      • рулады одиночки
      • см. солист
      • танец, исполняемый одним человеком
      • фильм о киборге с Марио Ван Пибблсом
      • четверть квартета
      • шоу одиночки
      • пилот космического корабля "Тысячелетний сокол", чьим бортмехаником является вуки по имени Чубакка
      • "одинокий" певец
      • карточная игра
      • исполнение музыкального номера, арии одним исполнителем, солистом, а также само произведение для сольного исполнения
      • исполнение партии одним певцом
      • музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя
      • партия запевалы, исполняемая одним певцом
      • самостоятельная партия (музыкальное)
      • эпизод в музыкальном произведении, исполняемый одним певцом или инструменталистом
      • роль Харрисона Форда
      • ансамбль из 1 исполнителя
      • музыкальное произведение для одного исполнителя
      • исполнение музыкального произведения одним исполнителем
      • партия одного певца
      • партия одного голоса
      • единоличное пение
      • неполный дуэт
      • певческий монолог
      • септет минус секстет
      • ария перед вступлением хора
      • трио без дуэта
      • музицирование в одиночку
      • выступл. "сиротливого" певца
      • "Хор" из одного певца
      • пение одного певца
      • лидирующее пение в хоре
      • чуть меньше дуэта
      • муыкальное произведение
      • разделенное натрое трио
      • "Одинокий" музыкант
    • НОТЫ
      • Лист или тетрадь с записью музыкальных произведений
      • музыка на бумаге
      • "на пяти проводах отдыхает стая птиц" (загадка)
      • "пять ступенек — лесенка, на ступеньках — песенка" (загадка)
      • "семь ребят по лесенке заиграли песенки" (загадка)
      • знаки партитуры
      • знаки в партитуре
      • знаки музыки
      • музыкальные "буквы"
      • на пяти проводах отдыхает стая птиц
      • записанная музыка
      • музыкальная грамота
      • точки на пяти линиях
    • ДУЭТ
      • "Запой" на двоих
      • "Тату" как ансамбль
      • "Хор" из двух певцов
      • "Чай вдвоем" как ансамбль
      • "Чай вдвоем"
      • ансамбль из 2 исполнителей
      • два исполнителя
      • два музыканта
      • два певца, решивших спеть хором
      • два солиста на совместных гастролях
      • два солиста, поющих хором
      • два спевшихся солиста
      • исполнители пьесы для двух голосов
      • когда поем вдвоем
      • м. двуголосная музыка, двуголоска, на голоса человеческие или для музыкальных орудий. Дуэтный, к дуэту относящийся
      • музыкальное произведение для двух исполнителей
      • музыкальное произведение для двух исполнителей с самостоятельными партиями для каждого
      • музыкальный ансамбль
      • ополовиненный квартет
      • пара, выводящая рулады
      • полуквартет
      • слияние двух солистов
      • союз 2-х солистов
      • спевшаяся парочка
      • там третий лишний (муз.)
      • треть секстета
      • трио минус 1
      • трио с одним прогульщиком
      • трио, потерявшее музыканта
      • ты отказала мне два раза, не хочу, сказала ты (вид ансамбля)
      • результат слияния двух солистов
      • двойка музыкантов
      • два музыканта в одной "упряжке"
      • два певца на одной сцене
      • удвоенный солист
      • солист плюс солист
      • "Тату" как группа
    • ХОТА
      • арагонский танец Глинки
      • ж. каз. симб. чувашск. сватовство, сватанье невесты
      • исп. народный парный танец, исполняемый под звуки пения, гитар и кастаньет
      • испанский танец
      • музыкальное произведение, под которое танцуют этот танец
      • танец ("Арагонская хота" Глинки)
      • сватовство
      • Аргонский танец
    • ТРИО
      • "Шестирукий" ансамбль
      • 3 солиста, решивших спеть хором
      • emerson Lake & Palmer
      • ансамбль "на троих"
      • группа "Иванушки-Интернешнл" по своему составу
      • группа "Лицей" по своему составу
      • группа "Сливки"
      • два певца и баянист
      • дважды квартет минус квинтет
      • дуэт. квартет
      • квартет без одного
      • квартет минус соло
      • квартет, потерявший певца
      • квартет, потерявший солиста
      • круче дуэта
      • мандолина, гитара и бас
      • между дуэтом и квартетом
      • меньше квартета
      • меньше, чем квартет
      • музыкальная троица
      • музыкальный терцет
      • название группы музыкантов
      • о, О, О
      • объединение трех солистов
      • ополовиненный септет
      • песня "на троих"
      • песня в три горла
      • полтора дуэта
      • поющая троица
      • результат "скрещивания" дуэта и солиста
      • скрипка + альт + виолончель
      • слияние соло и дуэта
      • солист и дуэт на совместных гастролях
      • соло + дуэт
      • спевшаяся тройка
      • ср. несклон. итал. терцет. Триоля, три ноты за место двух. Триолет франц. осьмистишие, с известными повтореньями
      • терцет
      • то же, что терцет
      • треть нонета
      • три исполнителя
      • три музыканта, решивших сыграть хором
      • три одинаковых карты (карточный термин)
      • три певца, собравшиеся вместе
      • три солиста, решивших спеть хором
      • трое на сцене
      • тройка исполнителей
      • хор из трех певцов
      • хор из троих
      • чуть больше, чем дуэт
      • карточная игра
      • ансамбль исполнителей
      • музыкальный ансамбль
      • музыкальный коллектив
      • музыкальное произведение для трех голосов
      • музыкальный ансамбль из трех исполнителей
      • среднее между дуэтом и квартетом
      • ансамбль из 3 исполнителей
      • скрипка, альт и виолончель собранные вместе
      • музыкальное произведение для трех исполнителей
      • септет минус квартет
      • терцет (муз.)
      • 3 музыканта, решивших сыграть хором
      • трое в ансамбле
      • половина секстета
      • ансамбль "Маренич" по своему составу
      • результат объединения дуэта и солиста
      • "Оркестр" из трёх музыкантов
      • музицирование втроём
      • следующий после дуэта
      • идёт следом за дуэтом
      • "оркестр" из трех музыкантов
      • музицирование втроем
      • идет следом за дуэтом
      • результат слияния дуэта и солиста
      • солист и дуэт в одной "упряжке"
      • музыкальная тройка на сцене
      • слияние дуэта и солиста
      • дуэт плюс солист
      • результат союза дуэта и солиста
      • хор из трёх певцов
      • чуть меньше квартета
      • солист и дуэт на совместн. гастролях
    • ЖАНР
      • вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетами и стилистическими признаками
      • живопись на бытовые сюжеты
      • манера, стиль драматического или поэтического произведения
      • род произведений в области какого-нибудь искусства, характерезующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками
      • совокупность сюжетно-стилистических особенностей произведения
      • традиционный вид художественных произведений, например портрет и пейзаж в живописи, очерк, рассказ и роман в литературе
      • направление в искусстве, стиль
      • в переводных математических текстах сорокалетней давности это слово заменяло термин "род поверхности", а современным математикам, как и всем остальным людям это слово известно применительно скорее к артистам
      • манера, стиль
      • направление в литературе
      • направление в искусстве
      • род музыкальных произведений
      • эпос в литературе
      • манера и стиль
      • роман в литературе
      • пейзаж, натюрморт
      • драма, роман
      • драма или роман
      • трагедия, комедия
      • трагедия, как и комедия
      • стиль
      • живопись на бытовую тему
      • джаз, балет, былина и т. д.
      • манера
      • вид произведений (общ.)
      • пейзаж, комедия, карикатура и т. д.
      • подразделение искусства
      • стиль произведения
      • разновидность искусства
      • "отрасль" искусства
      • вид произведений
      • род произведений
      • живопись на бытовые темы
      • стиль в музыке
      • направление в живописи
      • аркада, шутер или файтинг
    • ЭТЮД
      • в изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения или его части
      • в изобразительном искусстве набросок с натуры
      • в шахматах и шашках — задание выиграть или сделать ничью при данной позиции с небольшим числом фигур
      • инструментальная музыкальная пьеса, основанная на определенном приеме и предназначенная в основном для развития техники исполнения
      • зарисовка с натуры
      • упражнение актера
      • музыкальное произведение виртуозного характера
      • набросок для картины
      • разновидность шахматной задачи
      • рисунок с натуры
      • упражнение, служащее для развития актерской техники
      • сорт сливы
      • зарисовка
      • первый рассказ Конан Дойла о Шерлоке Холмсе назывался ". в багровых тонах"
      • произведение виртуозного характера
      • стихотворение А. Блока
      • рисунок, картина с натуры
      • вид упражнения в балете
      • шахматная задача
      • набросок с натуры
      • упражнение для актера
      • музыкальная зарисовка
      • шахматная задачка
      • упражнение художника
      • художественный набросок
      • набросок картины
      • шахматная задача или зарисовка с натуры
      • набросок в багровых тонах
      • музыкальная виртуозная пьеса
      • упражнение в музыке
      • набросок будущего шедевра художника
      • набросок будущего полотна художника
      • живописный набросок
      • небольшой пейзаж на холсте
      • набросок картины или шахматная задачка
      • ". в багровых тонах" (А. Дойл)
      • шахм. задача или зарисовка с натуры
  • Глава 4 Музыкальные размеры

    Вся жизнь гармонь. Навигация: Перейти: Часть 1.Перейти: Глава 4- Музыкальные размеры.
    Часть первая- Ритм: как отсчитывать размер.
    Теория музыки для "чайников"- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

    В этой части книги.

    В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки - с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

    Глава 4

    Музыкальные размеры.
    В э т о й гл а в е.
    > Нотный стан
    > Музыкальные размеры и как их определять
    > В чем разница между простыми и сложными размерами
    > Что такое такт

    Если вы боитесь, что не сможете понять, в каком месте длинного музыкального произведения вы находитесь, то вам нечего опасаться. Гениальные создатели нотной записи придумали заодно и способ упорядочить лавину нот и пауз. Как только вы ознакомитесь с размерами и структурой нотного стана, в том числе с тактами, вам останется только научиться отсчитывать ритм.

    Знакомьтесь: нотный стан.

    Ноты и паузы в музыке записываются на линейках, которые мы называем нотным оптом (или нотоносцем: о нотных станах и нотоносцах вы сможете узнать гораздо больше из главы 7). Нотный стан состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек, разделенных четырьмя пробелами (рис. 4.1).

    Скрипичный и басовый ключи

    Ноты и паузы записываются на линейках и в промежутках нотного стана. Какие именно ноты располагаются на конкретных линейках и между ними, зависит от того, какой ключ стоит в начале нотного стана. Еще раз взгляните на рис. 4.1. Элегантный значок, отдаленно напоминающий латинское G, называется скрипичным ключом. Справа на рис. 4.1 в начале стана изображен значок, напоминающий цифру 9, который называется басовым ключом. Скрипичный ключ предназначен для записи более высоких, а басовый — для записи более низких вот. В музыке для некоторых инструментов, например фортепиано, где используются оба нотных стана, скрипичный ключ рисуется над басовым, и в результате получается многолинейная нотная система, или фортепианный нотный стан. (В главе 7 вы узнаете всё о фортепианном нотном стане.)

    Обозначение размеров

    В нотной записи сразу после ключа в начале нотного стана вы увидите два числа, расположенный одно над другим (три возможных варианта показаны на рис. 4.2).

    Такая пара чисел называется размером, который, кстати, является главным действующим лицом данной главы. Размер ставится для того, чтобы рассказать исполнителю о двух важных вещах. S Количество счетов в каждом такте. Верхнее число в записи размера говорит вам о числе ударов, которые следует отсчитывать в каждом такте. Если верхнее число равно трем, то на каждый такт идет по три счета. S Какая доля соответствует одному счету. Нижнее число в записи размера говорит вам о том, какая длительность идет на один счет — чаще всего это восьмая или четвертая доля. Если нижнее число равно четырем, то один счет соответствует четверти. Если внизу записана восьмерка, то один счет равен восьмой доле.

    Такты

    Такт — это часть нотной записи между двумя вертикальными линиями, которые пересекают нотный стан от верхней до нижней линейки. В нотной записи музыкального произведения такты идут один за другим, и число ударов в каждом такте определяется верхним числом в записи музыкального размера. Первая доля каждого такта, на счет "раз", — сильная. Верхнее число в записи размера говорит о том, сколько ударов должно быть в такте, как показано на рис. 4.3.

    Как мы выяснили в главах 2 и 3, при игре постоянно вести счет в уме крайне важно: от счета зависит музыка, которая получится в результате. Правильный счет — ключевой компонент в музыке. Вы должны настолько глубоко проникнуться идеей счета, чтобы перестать замечать, как отсчитываете доли. Практика потактового счета — прекрасный способ убедиться в том, что вы исполняете пьесу в соответствии с ритмом, который задумал композитор (см. главу 2, где рассказывается о ритмах и счете).

    Счет в соответствии с размером напоминает школу вождения. Инструктор учит вас постоянно смотреть на дорогу прямо перед вами, потому что ваше тело (и машина) движутся туда, куда направлен ваш взгляд. Став опытным водителем, вы даже не замечаете, что ваш взгляд постоянно сосредоточен на участке дороги перед вами. Возясь с приемником или разговаривая с сидящим рядом человеком, вы автоматически концентрируетесь на том, чтобы ехать прямо, а не петлять по всей дороге, — даже если вам задают сложные вопросы или диск отказывается вставляться в проигрыватель. Главное — натренировать свое сознание, научить его автоматически следить за ритмом, и, как только вы этого добьетесь, вам уже не придется заставлять себя вести счет в уме — вы будете считать автоматически. Есть два вида музыкальных размеров.
    > Простые.
    > Сложные.

    Простые размеры

    Простые музыкальные размеры считать проще, поскольку счет раз-два в музыкальной пьесе кажется наиболее естественным слушателю и исполнителю. Простой размер ен удовлетворять четырем требованиям.
    1. Каждый счех делится на две равных составляющих.
    Это правило самоочевидно, если его применять к восьмым и еще меньшим долям. В простом размере две восьмых доли всегда соединяются друг с другом перекладиной, которая называется ребром, то же самое касается четырех шестнадцатых и восьми тридцать вторых долей. (Если у вас есть две шестнадцатых и восьмая, которые идут на один счет, то эти три ноты также соединяются ребром.)
    Иными словами, если на один счет идет больше одной ноты, то все они всегда группируются вместе таким образом, чтобы составлять один счет. На рис. 4.4 изображена схема группировки нот в простом размере.
    2. Нота, идущая на один счет, должна быть нотой без точек.
    Отсчитывая про себя ритм песни, вы должны считать только ноты без точек, которые можно разделить на две равные длительности. Обычно имеются в виду четверти, но иногда это могут быть половинные, целые или восьмые доли. Например, в размере 4/4, про себя отсчитывая такт, вы считаете: "Раз два три четыре" снова и снова, а в размере 3/4 вы считаете: "Раз два три, раз два три". Если задан размер 2/4, считать нужно "раз два".
    3. Верхнее число не делится на 3, если только оно не 3.
    Например, 3/4 и 3/8 считаются простыми размерами, а 6/4,6/8 и 9/16 — сложными. 4. Число долей в каждом такте одинаково.
    Все такты пьесы в простом размере содержат одинаковое число долей. Как только вы прочувствуете размер, вам больше не о чем беспокоиться: просто следите за тем, чтобы играть ноты ритмично.

    Такты и счет в простом размере

    Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Эго означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рис. 4.5, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

    Напомним, что нижнее число 4 говорит, что на один счет приходится четверть, а верхнее число 4 сообщает, что в каждом такте четыре счета — или четыре (и только четыре!) четвертых доли.
    Вот три примера распространенных простых размеров.
    >>> 4/4 (четыре четверти). Широко используется в популярной классической музыке, рок-музыке, джазе, кантри, а также в таких стилях как блю-грасс, хип-хоп и хаус.
    >>> 3/4 (три четверти). Используется прежде всего в вальсах, а также в западноевропейских балладах и балладах в стиле кантри.
    >>> 2/4 (две четверти). Используется в польках и маршах
    Вместо того чтобы писать 4/4, некоторые композиторы для обозначения этого размера ставят букву С. Так что если на месте размера увидите букву С, то пьеса написана в размере 4/4.
    Если размер пьесы 3/4, как показано на рис. 4.6, то считать нужно так:

    А теперь внимание! Если размер — 3/8, то одному счету соответствует восьмая доля, как показано на рис. 4.7.

    Считать ритм музыкального фрагмента, изображенного на рис. 4.8, нужно так: РАЗ два три РАЗ два три РАЗ два три.
    Размеры 3/8 и 3/4 обладают практически одинаковой ритмической структурой (в смысле счета ритма), но, поскольку в размере 3/8 фигурируют восьмые, а не четвертые доли, пьесу на 3/8 надо играть в два раза быстрее, чем пьесы на 3/4, так как восьмая доля равна половине длительности четверти.
    Если указан размер 2/2, то на один счет идет половинная доля. А поскольку верхнее число показывает, что количество счетов в такте равно двум, в каждом такте будет по две половинных доли, как показано на рис. 4.8.

    Просчитывать музыкальный фрагмент, изображенный на рис. 4.8, нужно так: РАЗ-и ДВА-и.
    Размеры с "числителем" 2 широко использовались в средневековой и еще более ранней музыке. В музыке тех времен использовалась ритмическая структура под названием "миним" (minim), основанная на ритме биения человеческого сердца.

    Учимся считать в простом размере

    В этом разделе вы можете потренироваться считать ритм (а не читать ноты), показанный на рис. 4.9—4.13. При счете вслух не забывайте делать ударной первую долю.

    Сложные размеры

    Сложные музыкальные размеры, как можно догадаться, чуточку хитрее простых. Вот краткий перечень правил, которые помогают вам моментально определить, является ли размер сложным.
    1. Верхнее число, если оно больше трех, нацело делится на три.
    Любой размер, верхнее число которого равно 6,9,12,15 и т.д. — сложный. Размеры 3/4 и 3/8 не являются сложными, поскольку верхнее число равно 3. Наиболее распространенные сложные размеры — 6/8, 9/8 и 12/8. См. рис. 4.14, где представлен пример сложного размера.

    >>> 2. На один счет вдет четверть с точкой или три восьмых.
    >>>3. Каждый счет делится на три составляющих.
    Опять-таки, все становится очевидным, когда речь идет о восьмых и меньших долях. В простом размере две восьмушки и четные количества шестнадцатых долей (2 или 4) всегда соединяются ребрами. В сложном размере ребрами соединяются три восьмушки или шесть шестнадцатых.
    На рис. 4.15 показана группировка нот с "основанием" три, которая используется в сложном размере.

    Такты и счет в сложном размере

    Единственное существенное отличие между произведениями, написанными в простых и сложных размерах, состоит в том, что они звучат по-разному, и это ощущают и слушатель, и исполнитель.
    В сложном размере сильной является не только первая доля каждого такта, как в простом размере — несколько более слабый акцент ставится также на каждый следующий удар метронома. Таким образом, в каждом такте произведения на 6/8 есть две четко акцентированных доли, в размере 9/8 — три акцентированных доли, в размере 12/8 — четыре.
    Два примера сложных музыкальных размеров.
    >>> Размер 6/8 используется в быстрых вальсах и латинской музыке мексиканских "мариачо".
    >>>Размер 12/8 используется в 12-тактовых блюзах и в стиле doo-wop.
    Чтобы определить число акцентированных нот в каждом такте сложного размера, нужно разделить на три верхнее число. Это поможет вам определить темпо-ритм исполняемой музыки и таким образом узнать, как расставить акценты. Например, в пьесе на 6/8 нужно делать акцент на первую долю каж-. дого такта, но при этом также несильно акцентировать вторую группу восьмушек в такте, как показано на рис. 4.16.

    Итак, расстановка акцентов на рис. 4.16 будет выглядеть следующим образом: РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть РАЗ два три ЧЕТЫРЕ пять шесть. Если размер выглядит устрашающе, например 9/4, как показано на рис. 4.17, то отсчитывать размер (не ноты!) нужно так:

    В простых размерах ритм музыкального произведения можно разбить на двухчастные сегменты. В сложных размерах ритм разбивается на трехчастные сегменты.

    Учимся считать в сложном размере

    С помощью примеров, приведенных в этом разделе, вы можете потренироваться считать размеры, показанные на рис. 4.18—4.20. При счете вслух не забывайте делать небольшой акцент на первую долю и дополнительный акцент в "точке пульса", которая обычно следует за каждой третьей долей. (Добавленные "-и" и заглавные буквы призваны подчеркнуть ритмический рисунок некоторых нот в размере. Мы понимаем, что эта методика не ссйсем научная, но она даст вам общее представление о том, как считать доли в различных размерах.)

    Асимметричные размеры

    Асимметричные размеры (иногда они называются составными или неправильными) обычно содержат пять или семь ударов — в отличие от традиционных двух-, трех- и четырехчастных группировок нот внутри тактов, которые мы рассматривали до сих пор.
    Асимметричные размеры часто встречаются в традиционной музыке разных стран. Они широко распространены как в европейской, так и в восточной (в частности, индийской) популярной и этнической музыке.
    При исполнении музыки в асимметричном размере счет (и ритм) звучит и воспринимается несколько иначе, чем в музыке, написанной в простом или сложном размере.
    Например, на рис. 4.21 счет определяется расположением половинных долей в каждом такте, так что акцент ставится на третью долю в первом такте и на четвертую — во втором.
    На рис. 4.22 группировка восьмых долей показывает, где должны ставиться акценты — на первую восьмушку на каждом ребре.
    Музыка в размере 5/4, 5/8 и 5/16 обычно делится на два счета, либо как два + три, либо как три + два. Расстановка акцентов не обязательно должна быть одинаковой во всех тактах — постоянно только количество долей в каждом такте.

    На рис. 4-23 и 4.24 показаны музыкальные фразы, написанные в размерах 7/4, 7/8 и 7/16. Помните, что расстановка акцентов меняется от такта к такту.

    Следует еще раз отметить, что асимметричные размеры считаются неправильными и сложными только с точки зрения Западной цивилизации. Неправильные размеры считались абсолютно правильными на протяжении всей истории музыки во всем мире, в том числе в Древней Греции и Персии; их можно по-прежнему услышать, например в болгарской народной музыке. Многие современные западные композиторы и коллективы — Стив Альбини, Веек, Дейв Брубек, June of 44, Эндрю Ллойд Вебер, Фрэнк Заппа, Pink Floyd, Йо-Йо Ма, Бобби Мак-Феррин и Stereolab — используют асимметричные размеры в своей музыке. Целый жанр рок-музыки, так называемый "математический рок", построен на использовании таких составных размеров, как 7/8, 11/8, 13/8 и т.д. и его представители всеми силами стремятся избежать стандартного рокового размера 4/4.

    Навигация: