Софт

дал название пути через евразию 4 буквы

Рейтинг: 4.4/5.0 (27 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Окружающий мир в 4-м классе по теме - Евразия

Окружающий мир в 4-м классе по теме "Евразия"
  • Познакомить учащихся с географическим положением, растительным и животным миром материка, историей его открытия.
  • Развивать пространственное воображение, умение работать с книгой, с картой полушарий и глобусом.
  • Воспитывать познавательный интерес, чувство гордости за соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.
  • Карта полушарий.
  • Физическая карта Евразии.
  • Глобус.
  • Презентация. географическое положение, народы, растительный и животный мир Евразии.
  • Бумажные изображения флагов: российского и американского.
Ход урока
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем мы начнем изучать материки и океаны Земли, давайте проверим, хорошо ли вы усвоили модель нашей планеты и можете ли пользоваться ею.

Вставь пропущенные слова: (слайд 1)

  • Глобус – это значительно уменьшенная, достоверная ………… ……….
  • Самую северную точку Земли называют …………. …………. а самую южную - ………… ………… .
  • На одинаковом расстоянии от полюсов проходит ………… - линия. условно делящая земной шар пополам.
  • Чтобы объехать по экватору Землю кругом, надо проделать путь в ………. км.
  • Условные линии на карте и на глобусе, по которым можно узнать направление на север, называют …………..

Для чего люди путешествуют?

  • Какие новые знания получают люди, путешествуя ?
  • Что необходимо знать и уметь каждому путешественнику ?
  • На каких видах транспорта можно путешествовать ?
  1. Сообщение темы урока.

Первое воображаемое путешествие мы совершим по самому большому материку на котором находится наша страна. А путешествовать мы будем с вами пешком, чтобы все хорошенько рассмотреть и запомнить.

- О каком материке мы сегодня поведем речь, нам подскажет загадка:

Все океаны омывают
Сей огромный материк.
Его странно называют,
К раздвоенью он привык.
Состоит из двух частей,
Из Европы, Азии.
Интересных ждем вестей
И разнообразных.
Из холодной Арктики,
Где деревья – карлики .
И от шумной детворы
Из тропической жары.
Евразия (слайд 2).

Евразия - самый большой материк. Он составляет более трети всей суши Земли. Евразия целиком располагается в Северном полушарии. Евразию условно делят на две части – Европу и Азию. Граница между Европой и Азией проходит по хребту Уральских гор, далее – по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем – по хребту Кавказских гор.

- Какие океаны омывают берега Евразии?

Дети называют и показывают океаны на слайде, затем находят их на карте и глобусе. Делают вывод: берега Евразии омывают воды всех четырех океанов: Тихого, Атлантического Северного Ледовитого и Индийского.

Наша Родина Россия имеет самую большую среди всех государств мира территорию, занимает более трети территории Евразии. Часть России находится в Европе и часть в Азии.

- Каков рельеф Евразии?

Давайте обратимся к карте. Большая часть на карте Евразии окрашена в темный коричневый цвет. Здесь находится крупнейшая в мире горная система и высочайшая вершина мира – гора Эверест (или Джамалунгма) высотой 8 км. 848 м. Здесь множество сияющих белизной ледников, таяние которых питает стекающие с гор реки. Более низкие горы и плоскогорья, отмечены на карте бледным коричневым цветом. Они занимают значительную часть Евразии. В северной части материка находятся обширные Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины.

- Какие водоемы есть на материке Евразия ?

Дети на карте находят крупные реки, называют их и показывают.

Учитель: В Евразии находится самое глубокое озеро в мире – Байкал (слайд 4). образовавшееся в узкой и длинной расщелине гор глубиной до 1620 м. в которую с окрестных гор стекают воды более 336 рек и из него вытекает только одна красавица – река Ангара. В другой части Евразии образовалось самое большое озеро в мире – Каспийское. В разных направлениях пересекают материк многочисленные реки. Среди них шесть рек входят в десятку крупнейших рек мира: реки Обь, Амур и Лена в России, реки Янцзы и Хуанхэ в Китае, река Меконг во Вьетнаме (слайд 5).

  1. Рабочая тетрадь (с 40 – 41). Работа с контурной картой.

Учащиеся находят и отмечают названные ранее географические объекты (горы, океаны, реки, озера, равнины).

Послушайте стихотворение и отметьте на контурной карте места, о которых в нем говорится.

Не на дальнем, а на крайнем Востоке
Утро мира свои обретает истоки.
Над Чукоткой, в полярном тумане пролива,
Флаг российский горит на скале горделиво.
Над Аляской, на острове серого цвета,
Флаг чужой, полосатый – Америка это.
Между флагами двух полушарий граница,
Здесь рождается утро и с первого шага
Направляется в сторону нашего флага!

(Прикрепляются бумажные изображения флагов: над Чукоткой российский флаг, а над Аляской – американский.)

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают.
Видим мы и ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.

  1. Кто из россиян исследовал Азию.
  • Дежнев С.И. (1605 – 1673), землепроходец, казак. Плавал вокруг Чукотского полуострова. В 1910 году на самой восточной точке материка Евразии (мыс Дежнева) был поставлен памятник (двенадцатиметровый крест с медной табличкой) выдающемуся русскому землепроходцу С.И. Дежневу, который в 1648 году первым открыл пролив между Азией и Америкой (названный позже Беринговым).
  • Хабаров Е.П. (1610 – 1667), землепроходец, промышленник. Путешествовал по реке Амур и составил описание его берегов и “Чертеж реке Амуру”.
  • Челюскин С.И. (1700 - 1760), русский мореплаватель, участник Великой Северной Экспедиции. Описал берега п-ова Таймыр, достиг крайней северной точки Евразии (п-ов Таймыр).
  • Никитин А. (1451 – 1506), тверской купец. В 1466 году плавал из Твери по Волге до Дербента (Каспийского моря). Пересек Каспий и через Персию достиг Индии. Через три года вернулся через Персию и Черное море. “Хождение за три моря” - Хвалынское (Каспийское), Индийское (Персидский залив и Аравийское море) и Черное море.
  1. Поисковая работа по карте (стр. 129 учебника ).
  • Как вы думаете, в каком городе поставлен памятник Ерофею Хабарову? (Хабаровск.)
  • По какой крупной реке проходит граница России с Китаем и Монголией? (Амур.)

Кроссворд. Работа в парах.

На каждой парте лежит листок с кроссвордом и вопросами к нему. Ученики работая в паре заполняют кроссворд.

  1. Старые, низкие горы богатые полезными ископаемыми. (Уральские.)
  2. Кто в России первым встречает Новый год. (Чукотка .)
  3. Самое глубокое озеро Земли. (Байкал. )
  4. Самое большое озеро Земли. (Каспийское .)
  5. Полуостров на востоке России знаменит вулканами и гейзерами. (Камчатка. )
  6. Самая восточная точка материка Евразия – мыс (Дежнева. )
  7. Самая северная точка Евразии находится в России – это мыс (Челюскин. )

Полуостров Камчатка знаменит вулканами и гейзерами. (слайды 7 – 9)

Благодаря громадным размерам Евразии и разнообразию ее рельефа, в разных уголках материка сложились столь разные условия жизни, что это привело к богатству растительного и животного мира, большой численности населяющих ее народов.

Евразия – самый густонаселенный материк мира: трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. В Евразии находятся самые крупные государства мира: по численности населения – Китай. по площади территории – Россия.

  • Рассмотрите слайд 10 и скажите представители каких народов Евразии здесь изображены?
  • Сравните, чем различаются природные условия, в которых живут северные и южные народы Евразии.
  • Чем и почему отличаются одежда, пища, жилища народов севера и юга Азии. (Слайд 11)
  • Какими растениями и животными богата Евразия? (Слайд 12 ).
  • Расскажите о некоторых представителях растительного и животного мира Евразии (учащиеся рассказывают о растениях и животных). (Слайды 13 – 22 ).
  1. Работа в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание на с. 42.

Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Что нового вы узнали сегодня?
- Что понравилось на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Кто доволен нашим путешествием и желает на следующий урок отправиться в новое путешествие на новый материк?

  1. Домашнее задание: учебник стр. 130 – 132, тетрадь № 2 задания № 2, 3, 6; подготовить сообщение об одном растении или животном Евразии. (Слайд 23).

дал название пути через евразию 4 буквы:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Дал название пути через Евразию - 4 буквы?

    Дал название пути через Евразию - 4 буквы?

    Путь через Евразию называется Великий Шёлковый Путь. Он возник во второй половине II века до нашей эры. Тогда китайский разведчик и дипломат Чжан Дзян открыл для своих земляков страны Средней Азии. В те времена драгоценным товаром был шёлк. Именно благодаря ему появился этот путь, а также познакомились Восток и Запад. Ответ на вопрос- шёлк .

    модератор выбрал этот ответ лучшим

    Путь через Евразию в Китай был полон приключений и опасностей. Тем не менее, название пути через Евразию было очень нежным и мягким – Шелковый путь. Караваны непрерывной цепочкой, отбиваясь от разбойников, везли товары в Китай и обратно.

    Название пути через Евразию дал шелк – невообразимо тонкий для того времени материал, шить одежды из которого могли только очень богатые и знатные люди. Именно благодаря шелку и были налажены первые связи между Поднебесной империей и Европой.

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме: «Путешествие по материку Евразия»

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
    «Путешествие по материку Евразия».Урок окружающего мира 4 класс.

    Включение в учебную деятель-ность на личностно – значимом уровне.

    В начале урока обеспечиваю мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, пожелав удачи в работе.

    Сегодня наш класс превратиться в ученых-исследователей. Давайте посмотрим друг на друга. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас все получится!

    Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха.

    Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности

    II. Актуализа-ция знаний.

    Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

    - Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? Слайд 1.

    - Сегодня на уроке я вам предлагаю снова отправиться в путешествие и сделать для себя новые открытия. Начнём мы наше путешествие по материку, который является самым большим по площади на нашей планете. Как вы считаете, что это за материк? Слайд 2.

    - О чём говорит вам его название? Слайд 3.

    - Где проходит условная граница между Европой и Азией? Слайд 3.

    - Путешествие по океанам и материкам земли.

    - Состоит из двух частей света: Европа и Азия.

    - по хребту Уральских гор, далее по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем по хребту Кавказских гор.

    Поиск таких особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

    1. Найти отличительные особенности данного материка в строении земной поверхности.

    2. Найти информацию о водоёмах данного материка, отличающую от водоёмов всего мира.

    3. Найти информацию о количестве стран, населяющих данный материк. Выделить страны, имеющие особенные отличия от других стран.

    4. Найти наиболее интересных представителей животного и растительного мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

    Определение и понимание учебной задачи.

    Планирование учебной деятельности.

    Создание способов решения проблем.

    IV.Откры-тие новых знаний.

    Формиро-вание целостной системы ведущих знаний по теме «Евразия».

    - У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других.

    - Как настоящие ученые мы будем выявлять особенности материка в 3 направлениях: «географическое положение материка», «население», «растительный и животный мир». Перед вами незаменимый источник информации – карта, а также Банк информации. Для эффективности работы я предлагаю осмыслить подобранную информацию и выбрать ту, которая делает материк Евразия неповторимым, отличным от всех других материков. Слайд 7.

    - Каждая группа создаёт отдельную страницу общего проекта.

    - Чтобы правильно оформить страницу проекта, я предлагаю вам алгоритм работы над проектом.

    Алгоритм работы над проектом: Слайд 8.

    1. Заголовок и эмблема.

    2. Работа с текстом:

    - оформление на листе;

    3. Защита страницы проекта.

    1. Географическое положение материка.

    Задания для первой группы:

    1. Почему Евразию считают самым большим материком из всех?

    2. Какие океаны омывают берега Евразии?

    3. Определить, крупнейшую в мире горную систему и высочайшую вершину мира.

    Задания для второй группы:

    1. Какие водоёмы есть на материке, которые делают его отличным от других материков?

    Задания для третьей группы:

    1. Сколько стран на материке Евразия?

    2. Самое большое по площади государство на материке Евразия?

    3. Самая большая страна по численности населения на материке Евразия?

    3. Растительный и животный мир Евразии.

    Задания для четвёртой группы:

    1.Найти наиболее интересных представителей животного мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

    2. Найти наиболее интересных представителей растительного мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

    В каждой группе выбирается командир (руководитель группы), распределяются задания и учащиеся приступают к работе. Выбранную информацию каждая группа оформляет на отдельных листах.

    Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, запись информации.

    Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, организовывать учебное место, распределять время.

    Интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, быть ответственным за групповой результат деятельности.

    Обращаться к учителю за помощью и принимать её.

    Точно выражать свои мысли в устной форме, слышать и слушать других.

    осознание учащимися своей учебной деятельнос-ти, самооценка результатов своей деятельнос-ти.

    - Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока и удалось ли нам выполнить их или нет. Слайд 9.

    - Перед вами эмблема нашего урока. На обратной стороне оцените свою работу на уроке:

    • Был активным участником работы в группе – !
    • Старался участвовать в работе группы, но не всегда получалось –.
    • Был пассивным зрителем- ?

    Поднимите эмблему с символом:

    - Кто был активным участником работы в группе

    - Кто старался участвовать в работе группы, но не всегда получалось.

    - Кто был пассивным зрителем.

    10 ЛЕТ ВЫПУСКА Прок-след 4 группа

    Мероприятие

    В детстве мечтал о военной форме,
    Служить на флоте или вечно в полете,
    Рисовал самолеты на асфальте мелом,
    В общем я хотел стать российским офицером,
    Чтоб под прицелом, по горам с автоматом, Показать полностью…
    Или управлять летательным аппаратом,

    И кто знает. Как дальше будет,
    А пока я учусь в военном институте,
    Ну или в универе, как там правильно,
    Ведь постоянно меняются эти названия,
    Дай бог закончить и по распределению,
    Уехать служить не громко хлопнув дверью.

    На погонах звезды, или просто
    Буквы к и лычки Родиной розданные,
    Кто мы такие почему именно мы,
    Мы курсанты, будущее страны.

    Жизнь у нас одна и другой нет,
    Я сам выбрал этот путь длинною в пять лет,
    Через сапоги, и часто бессонные ночи,
    Но я не жалею, ни капли уверен, точно
    Родина дала задание нужно выполнить,
    Протянуть в этой жизни свою прочную нить,

    И кто сказал. Что этот путь прост
    От буквы к до лейтенантских звезд
    И вот ты в армии, добро пожаловать,
    Ответить есть выполнить, потом обжаловать,
    Через страдания свои и друзей боль,
    В этой системе ты играешь свою роль,
    Соль рассыпана давно на раны,
    Ведь юность закончилась уже кажется слишком рано,

    Круглое несем, квадратное катим,
    И так вот всегда, а может быть хватит
    Тысячи мыслей в электронных письмах,
    высланных, и признаний искренних,
    сколько пройдено дороги сколько не изведано,
    Сколько друзей было простых и преданных,
    Сотни историй у каждого своя,
    И тысячи еще таких как я,
    Выбравших этот путь который непрост
    От буквы к до лейтенантских звезд

    Жизнь у нас одна и другой нет,
    Я сам выбрал этот путь длинною в пять лет,
    Через сапоги, и часто бессонные ночи,
    Но я не жалею, ни капли уверен, точно
    Родина дала задание нужно выполнить,
    Протянуть в этой жизни свою прочную нить,
    И кто сказал. Что этот путь прост
    От буквы к до лейтенантских звезд

    2:53 RusTEAM – Этот путь. (от буквы "к" до лейтенантских звезд..) (2:53)

    Тема 4

    / История / Тема 4.4. РФ. Проблемы социально-экономического и культурного развития

    Тема 4.4.РоссийскаяФедерация -проблемы социально-экономического икультурного развития.

    Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.

    Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества.

    Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России.

    Международные культурные связи России.

    1. Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.

    В российском обществе еще не сложился консенсус относительно предпочтительной политики в вопросах мироустройства и определения места, которое должна занять Россия в складывающейся системе международных отношений. Вместе с тем обозначились основные приоритеты.

    Первостепенное значение для геостратегии России имеет периметр границ бывшего Советского Союза.

    Во-первых. по историческим и географическим причинам ближнее зарубежье более значимо для безопасности России, чем для других великих держав.

    Во-вторых. положение миллионов людей русской культуры в странах ближнего зарубежья является не только сугубо внутренним делом правительств этих стран, но и естественным основанием для пристального внимания Российского государства.

    Национальные интересы России во взаимоотношениях с независимыми государствами постсоветского пространства заключаются :

    1) в их дружественной позиции независимо от того, кто находится у власти;

    2) в предотвращении «транзитных» угроз своей безопасности, возникающих за пределами постсоветского пространства;

    3) во внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между этими странами, чреватых включением в них России.

    В отношениях с каждым из постсоветских государств реализация российских интересов должна иметь свою специфику. Стратегически же России следует стремиться к формированию на постсоветском пространстве социально сбалансированных, динамично развивающихся демократических государств, образующих пояс добрососедства и безопасности по периметру ее границ .

    Приоритетной задачей внешней политики России в ближнем зарубежье должна быть экономическая интеграция с Украиной, Белоруссией и Казахстаном. поскольку именно эти государства являются для нее наиболее важными с геополитической точки зрения.

    Сотрудничество со странами ближнего зарубежья как направление внешней политики России перспективно потому, что открывает перед ней возможность стать одним из мировых центров интеграции . Реализация этой возможности в существенной степени будет зависеть от притягательности самой России, ее способности решать внутренние проблемы на основе экономики нового, постиндустриального типа.

    Отношения России со странами СНГ должны органически встраиваться в курс на создание единого экономического пространства с Европейским союзом и формирование партнерства с НАТО в области безопасности . Такое позиционирование может стать дополнительным внешнеполитическим ресурсом России в отношениях как со странами СНГ, так и с Западом, фактором укрепления ее международного статуса.

    Стремление России сохранить свое влияние на постсоветском пространстве сталкивается сегодня с интересами крупнейших мировых держав . Европейского Союза и США — на западе, Турции, Ирана и Китая — па востоке. В это соперничество косвенным образом вовлечены Пакистан и Индия. Дело в том, что через евразийское постсоветское пространство проходят важные транспортные сети, которые способны соединить наиболее коротким путем промышленно развитые районы Запада с богатыми полезными ископаемыми, но весьма удаленными районами Евразии на востоке, и это необычайно важно с геополитической точки зрения. На постсоветском пространстве сосредоточены огромные запасы газа, нефти, золота, никеля и других цветных металлов . В недрах регионов Центральной Азии и бассейна Каспийского моря хранятся запасы природного газа и нефти, превосходящие месторождения Кувейта, Мексиканского залива и Северного моря.

    Именно поэтому таким важным является вопрос о прокладке трубопроводов и средств коммуникации через Евразию. Если основные трубопроводы в регион будут по-прежнему проходить по территории России к терминалам в Новороссийске на Черном море, то политические последствия этого дадут о себе знать без какой бы то ни было открытой демонстрации силы со стороны России. Большинство районов постсоветского пространства останется в политической зависимости от России, и Москва при этом будет занимать сильные позиции, решая, как делить новые богатства Евразии. И наоборот, если новые трубопроводы будут проложены через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другие протянутся через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакой российской монополии в вопросе доступа к богатствам Евразии.

    Политический прагматизм России в ближнем зарубежье возможен и в форме отказа от сохранения СНГ ввиду деградации этого образования . Более целесообразным может оказатьсясоздание новой структуры из числа государств, заинтересованных в интеграции. Перспективы СНГ в определенной степени зависят от результатов функционирования российско-белорусского союза и Евразийского экономического сообщества. Укрепление внутренних и международных позиций России сделает возможной геополитическую консолидацию вокруг нее некоторых государств постсоветского пространства .

    В настоящее время неясно, насколько далеко зашли процессы дезинтеграции постсоветского пространства и сможет ли Россия, даже проводя конструктивную и целеустремленную политику, объединить хотя бы ключевые государства СНГ, чтобы совместно выйти на качественно новый уровень экономического развития и противостоять общим угрозам.

    С учетом прогнозируемого экспертами постепенного снижения роли постсоветского пространства как целостного объекта российской политики неизбежны ее регионализация, фокусирование внимания на отдельных геополитических направлениях, группах стран и отдельных государствах . Предстоит обеспечить защиту своих инвестиций в странах-соседях, принять меры для минимизации транзитной зависимости в транспортировке энергоресурсов путем постройки обходных трубопроводов и заводов по сжижению природного газа (СПГ), ограничить негативные последствия вероятных локальных конфликтов на территориях, прилегающих к границам России.

    Проблематичны сценарии расширения России путем добровольного присоединения к ней Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Попытки реализации таких сценариев имели бы своим результатом увеличение зоны конфликтности внутри самой РФ, на постсоветском пространстве и в отношениях с Западом.

    После распада СССР постсоветское пространство не только является вакуумом силы, но и отличается внутренней нестабильностью. Самым большим надгосударственным образованием здесь является Содружество Независимых Государств (СНГ). Это межгосударственное объединение было основано главами БССР, РСФСР и УССР путем подписания 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

    21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик, а ныне суверенных государств — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Протокол к этому Соглашению. В нем подчеркивалось, что указанные государства на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-атинскую декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего СССР. Позднее, в декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия2008 г. она вышла из СНГ ).

    Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов: государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права . Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через его координирующие институты: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентскую ассамблею, Исполнительный комитет. Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации.

    Международные наблюдатели сразу же иронично окрестили СНГ «самым большим в мире фиговым листком» на геополитической карте мира (П. Гобл), поскольку эта структура, к сожалению, носит во многом формальный, декларативный характер. Каждая из независимых стран СНГ страдает от серьезных внутренних проблем, и все они имеют границы, которые являются либо объектом претензий соседей, либо зонами этнических и религиозных конфликтов. Если первоначально Содружество геополитически преследовало одну важную цель — обеспечить «мягкий передел пространства» бывшего СССР, то сегодня СНГ представляет собой достаточно искусственное образование с весьма эфемерными структурами . и только экономическое сотрудничество, которое является приоритетным для стран Содружества, несколько выросло за последние годы. Так, объем внешнеторгового оборота государств — участников СНГ в 2008 г. составил 830,8 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 г. на 26,8% (когда общий товарооборот составлял 655,3 млрд. долл.).

    По существу, Содружество распалось на несколько экономических блоков . ведущими среди которых являются Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), Союзное государство России и Белоруссии, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

    Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)международная экономическая организация . созданная в 2000 г. в Астане главами Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В Договоре об учреждении сообщества заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества, предусматривающая создание Таможенного союза и Единого экономического пространства. Позже к Сообществу присоединилась Киргизия. затем Молдавия и Украина (с 2002 г.) и Армения (с 2003 г.) вошли в сообщество со статусом наблюдателей. В 2008 г. Узбекистан заявил о желании приостановить свое членство в ЕврАзЭС.

    Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран. Организация открыта для приема новых членов, разделяющих ее основные цели и уставные положения.

    Основные задачи ЕврАзЭС:

    — завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

    — обеспечение свободы движения капитала;

    — формирование общего финансового рынка;

    — согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

    — установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

    — создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

    — разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

    — создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

    — формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

    — формирование общего энергетического рынка;

    — создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки входящих в Сообщество стран;

    — предоставление гражданам государств Сообщества равных нрав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории;

    — сближение и гармонизация национальных законодательств;

    — обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках сообщества.

    Стремление к более тесной интеграции в рамках ЕврАзЭС находится в большей степени в сфере экономики, нежели политики. По оценкам экспертов, без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия способна производить примерно лишь 65% продукции. Казахстан без связей с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизия и Таджикистан — менее 5%. Столь высокая технологически обусловленная взаимозависимость является важным стимулом интеграции, заставляя бывшие советские республики сохранять хотя бы некоторые элементы советской системы экономических связей.

    ГУАМ (содружество Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы) во многом выступает альтернативой ЕврАзЭС. Эта региональная организация создана в октябре 1997 г. ГУАМ — аббревиатура, составленная из первых букв названий входящих в организацию стран (с 1999 по 2005 г. в организацию также входил Узбекистан и в это время она именовалась ГУУАМ ). ГУАМ называет себя «Организацией за демократию и экономическое развитие», однако многие аналитики считают ее военно-политическим блоком. По существу, ГУАМ действительно является политической организацией, поскольку политические задачи приоритетны перед экономической интеграцией . Создание ГУАМ изначально позиционировалось как возможность альтернативной интеграции на пространстве СНГ, в противовес Москве.

    Особое значение для России имеет Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. который был подписан 8 декабря 2000 г.

    Целями Союзного государства России и Белоруссии являются:

    — обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

    — создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

    — неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    — проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

    — формирование единой правовой системы демократического государства;

    — проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

    — обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;

    — укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

    Сотрудничество двух стран достаточно активно развивается прежде всего в экономической сфере: в 2008 г. товарооборот Белоруссии и России превысил 34 млрд. долл. США, что несколько больше, чем в предыдущие годы, но все же недостаточно для показателей высокой интегрированности двух экономик. Приняты решения о развитии сотрудничества в оборонной и военно-технической областях.

    Между тем наряду с успехами российско-белорусского сотрудничества достаточно часто возникают противоречия и проблемы . в последние годы особенно острые по поводу цен на российский газ и в отношении качества белорусских продуктов, поставляемых на российский рынок. Все это весьма отрицательно сказывается на общеполитическом климате сотрудничество двух стран.

    Весьма настораживает тот факт, что в 2009 г. более половины белорусов высказались против строительства Союзного государства (данные Института стратегических исследований . BISS). Интересно, что сторонников вступления Беларуси в ЕС среди белорусов больше, что приверженцев интеграции с Россией (33,5 и 30% соответственно). Однако 41,2% все же считают, что Беларусь не должна становиться членом ЕС. Еще меньше единомышленников полного вхождения Беларуси в состав России — всего 14,4%. Наиболее популярным среди опрошенных (74,1%) оказалось мнение о том, что Беларусь должна оставаться независимым государством.

    Таким образом, существует реальная угроза ухода Белоруссии из сферы российского геополитического влияния и переход ее в зону европейского притяжения . что весьма опасно. В последние годы сфера геополитического влияния постсоветской России неуклонно сокращается: потеря Прибалтики, особенно таких портов, как Рига и Таллин, значительно ограничила доступ России к Балтийскому морю; независимость Украины привела к утрате Россией ее доминирующего положения на Черном море, где Одесса была ключевым морским портом для торговли со странами Средиземноморья; потеря влияния на юго-востоке изменила статус России в зоне Каспийского бассейна. С появлением новых независимых националистических государств в Закавказье и Средней Азии в некоторых местах юго-восточная граница России была оттеснена в северном направлении более чем на тысячу километров.

    Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном в городе Душанбе 6 октября 2007 года.

    С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году.

    Украине. экономические отношения с которой за последние пять лет с 2004 года сильно пострадали, также предложено вступить в таможенный союз. Президенты Киргизии иТаджикистана на саммите ЕврАзЭС-2010 в Астане заверили, что их страны изучают возможность вступления в Таможенный союз.

    1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза

    Хотя в Концепции внешней политики Российской Федерации приоритетным направлением в области внешней политики названо развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества России с государствами — участниками СНГ, российские геополитические интересы в постсоветском пространстве по-прежнему четко и однозначно не сформулированы. Геополитика России в этом направлении остается пассивной: Москва не имеет возможности выступать инициатором происходящих событий. Если геополитике СССР в Евразии был присущ дух наступления и экспансионизма, то современная российская геополитика носит откровенно оборонительный характер . Другими словами, Москва пытается спасти то, что у нее осталось от прежних геополитических плацдармов в Евразии.

    В целом геополитика России в постсоветском пространстве стоит перед дилеммой: Москва недостаточно сильна политически, чтобы полностью закрыть это пространство для внешних сил, и слишком бедна, чтобы разрабатывать богатства Евразии исключительно собственными силами . Геополитические притязания других политических акторов в регионе выглядят более определенно.

    Збигнев Бжезинский в этой связи подчеркивает: первостепенный интерес Америки состоит в том, чтобы помочь обеспечить такую ситуацию, при которой ни одна держава не контролировала бы данное геополитическое пространство, а мировое сообщество имело бы к нему беспрепятственный финансово-экономический доступ.

    Америка в первую очередь заинтересована в разработке богатств Евразии, прокладке новой сети нефтепроводов и транспортных путей, которые соединят регионы Евразии непосредственно с крупными центрами мировой экономической деятельности через Средиземное и Аравийское моря так же, как и по суше. Поэтому американская стратегия в отношении нашей страны состоит в том, чтобы дать отпор устремлениям России монополизировать доступ в постсоветское пространство .

    Бжезинский называет несколько геополитических центров СНГ. которые, по его мнению, заслуживают мощнейшей геополитической поддержки со стороны Америки . ЭтоУкраина, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан. Хотя роль Киева по замыслу американского стратега является ключевой, в то же время Казахстан (с учетом его масштабов, экономического потенциала и географически важного местоположения) также заслуживает американской поддержки и длительной экономической помощи. Бжезинский подчеркивает, что со временем экономический рост в Казахстане мог бы помочь перекинуть мосты через трещины этнического раскола, которые делают этот среднеазиатский «щит» столь уязвимым перед лицом российского давления.

    Сегодня для реализации своих планов в постсоветском пространстве США действует на нескольких направлениях . Во-первых. Вашингтон препятствует интеграционным процессам в СНГ, поддерживая сепаратистские националистические устремления новых независимых государств. Во-вторых. активно используются экономические рычаги влияния под предлогом содействия в становлении рыночной экономики, развитии рыночных реформ, что в целом призвано создать благоприятные условия для проникновения американского капитала в постсоветское пространство. В-третьих. всячески поощряется интеграция постсоветских государств в мировое сообщество, международные политические и финансовые организации, участие в диалоге по безопасности и сотрудничеству с целью активного противостояния российским геополитическим интересам в постсоветском пространстве.

    В долгосрочном плане речь идет о соединении линий электропередачи и газопроводных систем республик Закавказья, Прикаспийских стран Центральной Азии, Ирана и Турции и создании транспортно-экономической системы из Центральной Азии в Европу — так называемого «Великого шелкового пути» в современном варианте. Известно, что конгресс США принял доктрину под названием «Стратегия шелкового пути» . которая направлена на организацию транзита энергоносителей через Турцию в обход России . В средствах массовой информации этот проект представили как открытие нового нефтяного Клондайка, богатства которого сравнимы с богатствами Персидского залива.

    В постсоветском пространстве Америка разделяет общие интересы со стабильной прозападной Турцией. Турецкие националисты видят новое предназначение тюркских народов во главе с Турцией в том, чтобы доминировать в бассейне Каспийского моря и Средней Азии. Сегодня Турция заявляет о себе как потенциальный лидер расплывчатого сообщества тюркоязычных стран, используя свой экономический и политический капитал для геополитического преобладания в регионе . Один из путей достижения этой цели связан со строительством нефтепровода Баку — Джейхан .

    Турецким амбициям в Средней Азии и Закавказье противостоит влияние Ирана. который также предлагает свою концепцию исламского общества. Турки и персы исторически противостояли друг другу в этом регионе. Напомним, что когда-то государство Ахеменидов охватывало территории Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Турции, Ирака, Сирии, Ливана и Израиля. Несмотря на то что сегодняшние геополитические устремления Ирана более скромны и направлены главным образом на Азербайджан и Афганистан, тем не менее, идея мусульманской империи живет в политическом сознании религиозных лидеров этой страны.

    Иран активно использует экономические рычаги для распространения своего влияния в регионе. Извлекая выгоды из своего географического положения, Иран старается расширить сеть транспортных коридоров через свою территорию, участвует в строительстве нефте- и газопроводов к портам Персидского залива. Значительные объемы казахстанской и азербайджанской нефти уже перекачиваются через трубопроводную систему на севере Ирана .

    США стремятся противодействовать амбициозным иранским устремлениям в Прикаспийском регионе, стараясь изолировать Иран от мирового сообщества, используя как предлог иранскую ядерную программу. Это заставляет Тегеран искать политической поддержки со стороны России. У Ирана и России имеется частичное совпадение интересов и по другому важному геополитическому вопросу: обе страны заинтересованы в ограничении влияния пантюркизма в регионе .

    Все более сильным актором в постсоветском пространстве выступает Китай. Новые государства Закавказья и Средней Азии служат буфером между российскими и китайскими интересами, но в то же время энергоресурсы постсоветского пространства выглядят необычайно привлекательными для Пекина . и получение прямого доступа к ним — без какого бы то ни было контроля со стороны Москвы — является перспективной геополитической целью Китая. Сегодня Пекин является серьезным конкурентом США и России в борьбе за казахскую нефть, китайская дипломатия добилась значительных успехов в этом вопросе в последние годы: достаточно назвать договоры о сотрудничестве в области нефти и газа и о прокладке двух нефтепроводов . Пекин планирует вложить значительные средства в освоение нефтяных богатств Казахстана и Центральной Азии, поскольку на территории самого Китая мало энергоресурсов.

    Сегодня уже весьма заметны результаты активной деятельности новых политических акторов в постсоветском пространстве. Введенный в действие в 1999 г. нефтепровод Баку — Супса уменьшил зависимость Азербайджана от России в перекачке нефти на западные рынки; строительство железной дороги Теджен — Сераха — Мешхед открыло новые возможности для Туркмении и Узбекистана в плане развития экономических связей с Ираном ; открытие Каракорумского шоссе стало важным транспортным мостом между КНР, Киргизией и Казахстаном . Планируется строительство железнодорожной магистрали через Иран к Персидскому заливу.

    Сильной стороной российского геополитического влияния в постсоветском пространстве остается многочисленная русская диаспораоколо65 млн. человек. во многом предопределяя активность России в ближнем зарубежье. На одной только Украине проживает 10 млн. этнически русских. и свыше одной трети населения считают русский язык родным. Русскоязычные составляют половину населения Казахстана (около 10 млн. человек). Некоторые аналитики считают, что проблема русскоязычного населения в странах СНГ во многом стимулирует напряженность в отношениях России с новым независимыми государствами.

    Вместе с тем можно с сожалением констатироватьугасание русской культурной традиции, образования на русском языке . а также массовую миграцию русскоязычного населения из постсоветского пространства . В недалеком прошлом благодаря русифицированности значительной части элиты, как властной, так и культурной, были существенно облегчены политические контакты между Россией и новыми независимыми государствами. Сегодня происходит поспешное вытеснение русского языка из официального обихода, падение выпуска русскоязычной литературы . что сокращает пространство русского влияния. Это серьезный геополитический просчет Москвы: для поддержания культурного влияния необходимо не так уж много средств, а социокультурный потенциал геополитики в информационном обществе представляет собой один из весомых факторов, который опрометчиво сбрасывать со счетов.