Софт

нелинейный видеомонтаж

Рейтинг: 4.2/5.0 (1103 проголосовавших)

Категория: Windows

Описание

Линейный монтаж

Страница

1 ||2 || В группу. Да да да, мы все привыкли делать монтаж на компьютере и кажется что всегда было так. однако раньше не было компьютеров.
Думаю, что на мировом рынке мы найдем спрос для пяти компьютеров. - Говорил Томас Уотсон – директор компании IBM в 1943 году.
Тогда была эпоха линейного монтажа!
Расскажу немного из истории видео монтажа:
Электронный монтаж глубоко проник во все сферы телевизионного производства. Пожалуй, нет ни одной телевизионной передачи, где бы отсутствовали смонтированные планы. Документальные репортажи, развлекательные программы, спортивные трансляции - вот только небольшой перечень объектов приложения сил, в работе с которыми, перед творческим персоналом открыто широкое поле деятельности. Творческие замыслы требуют соответствующего оборудования, которое постоянно совершенствуется, вбирая в себя последние достижения из области новейших технологий. Давайте посмотрим, какая техника используется в видеомонтаже и выясним, почему монтаж называется "электронным".

История развития видеомонтажа неразрывно связана с историей развития техники видеозаписи. В 1958 году фирма Ampex Corp. предложила устройство монтажа видеоматериалов, записанных на видеоленту шириной в два дюйма. Вскоре другие компаний выпустили по ее следам свое оборудование. Именно тогда родился профессиональный видеомонтаж.

Что же представляло из себя монтажное устройство и каков был принцип его работы? В состав монтажного устройства входили: специальное лезвие и маленький микроскоп для отыскания точки разреза. Оператор монтажа посыпал место предполагаемого разреза ленты специальным металлическим порошком, что приводило к "проявке" видеодорожек и кадровых импульсов, расположенных в начале каждого видеокадра. После определения под микроскопом монтажной точки и нужного кадрового импульса, оператор при помощи лезвия разрезал видеоленту. В завершение операции, монтажер совмещал концы видеоленты и склеивал ее сверхтонкой металлической клеящей лентой.

В начале 1960 года появились первые системы электронного монтажа, и от механической резки ленты отказались. Это позволило сохранять записи исходных материалов для последующих версий монтажа. Процесс происходил следующим образом: исходные материалы воспроизводились с одного видеомагнитофона и в определенной последовательности записывались на другой. Все операции производились вручную, поэтому качество склеек зависело от точности работы оператора и от его реакции. В то время, как воспроизводящий видеомагнитофон достигал точки монтажа, необходимо было мгновенно включать записывающий. Для синхронизации воспроизводящего и пишущего видеомагнитофонов, многие операторы, за десять секунд до монтажной склейки, стали делать на обратной стороне ленты монтажные метки карандашом с белым грифелем. За это время видеомагнитофоны набирали полную скорость и видеоленты полностью синхронизировались.

В 1963 году Ampex Corp. предложила новое оборудование под названием EDITEC, размечающее видеоленту для монтажа электронным способом при помощи тональных звуковых меток, размещаемых на служебной дорожке пишущего видеомагнитофона. Можно было проводить отдельно видеомонтаж, отдельно монтаж по звуку, а также монтаж по видео и звуку одновременно. Кроме того стало возможным покадровое перемещение монтажной метки.

В 1967 году фирма ЕЕСО Inc. представила монтажную систему, использующую в своей работе временной код, записанный на видеоленту. Большое количество последователей взялось за выпуск своего оборудования, используя для работы временные коды различного вида, несовместимые между собой. В 1973 году был принят единый формат временного кода SMPTE/EBU для магнитной видеозаписи и видеомонтажа. В это же время появились первые монтажные компьютерные системы.

Наряду с видеомагнитофонами, использующими 2-х дюймовую видеоленту, разрабатывались видеомагнитофоны, работающие с лентами малого формата. Механический монтаж на узкой ленте из-за большой трудоемкости и особенностей лентопротяжного механизма практически не осуществлялся, а электронный стал развиваться в полном объеме только после появления временного кода. В середине 70-х годов появились монтажные контроллеры, управляющие одновременно двумя магнитофонами, использующими ленту шириной 1 дюйм или 1/2 дюйма в катушках, 3/4 дюйма и 1/2 дюйма в кассетах. Монтаж значительно упростился, а оборудование усложнилось.
На сегодняшний день, выпускаются недорогие и не очень сложные монтажные контроллеры. Обычно, минимальное количество управляемых ими видеомагнитофонов равно трем. Два используются на воспроизведение, а один как записывающий. Именно такой контроллер целесообразно использовать для несложного предварительного монтажа. А если учесть, что все или почти все контроллеры имеют возможность управлять видеомикшерами, генераторами спецэффектов (DVE), звуковыми микшерскими пультами, звуковыми магнитофонами и знакогенераторами, то даже простой контроллер имеет возможность проводить on-line монтаж с высоким качеством.

Конечно, для создания многослойных планов при сложном электронном монтаже требуется значительно большее количество плееров - воспроизводящих видеомагнитофонов, но в этом случае контроллер усложняется, отсюда следует, что добавляются дополнительные функции, за которые необходимо платить. Цена простого и сложного монтажного контроллера может различаться в три и более раз.

Под видеомонтажем понимают создание из отснятых видеокамерой сюжетов законченного фильма, пригодного для публичной демонстрации. Монтаж осуществляется путем перезаписи на двух видеомагнитофонах (минимум) в определенной последовательности наиболее удачных фрагментов исходного материала и одновременного наложения на изображение титров и/или эффектов. Затем на полученной кассете заменяется (или микшируется) звуковой ряд, т.е. дополняется комментариями диктора и фоновой музыкой, улучшающей восприятие фильма. Такой способ монтажа путем перезаписи с одного магнитофона на другой называется линейным.

Традиционный монтаж. Базовая монтажная система состояла из двух видеомагнитофонов и управляющего ими монтажного контроллера. При этом собственно процесс монтажа выглядел следующим образом: Отбираемая пользователем "полезная" видеоинформация (фрагменты A и B) с исходной ленты (источника) на первом магнитофоне (Player) переписывалась на результирующую ленту на втором магнитофоне (Recorder), в то время как неудачная или избыточная информация оставалась на источнике. Получаемая в результате новая запись становилась так называемой Мастер кассетой. При этом для точного позиционирования всех выделяемых видеофрагментов монтажный контроллер использовал специальную числовую информацию (тайм-код), записанную на ленту одновременно (параллельно) с видео (каждый кадр обладает своим уникальным номером).

Монтажная система из трех магнитофонов. Если же было необходимо не просто последовательно собрать (стык в стык) отдельные видеофрагменты в единое целое, но построить между ними плавные переходы со шторками и/или реализовать другие эффекты, то требовалась более сложная монтажная схема, основанная на одновременном использовании двух лент (A и B) с исходным материалом и соответственно двух Player. При этом монтажный контроллер, опираясь на информацию о тайм коде, управлял всеми аппаратами, в том числе и микшером. Добавляя к этому генератор титров и/или аудио микшер, приходили к необходимости использования следующей т.н. A/B-roll монтажной системы. Отметим, что она включала в себя набор независимых устройств (порой различных производителей), которые для достижения необходимого результата должны были работать абсолютно синхронно, прецизионно точно и в реальном времени.
Такие системы имеют ряд недостатков:
  • Многократные перемотки для поиска необходимых фрагментов
  • Выпадения на лентах
  • Ограниченные возможности редактирования матерала (Где вы "добрые старые" монтажеры, которым выкусить "всхлип" престарелого академика по звуку было раз плюнуть? Не говоря про асов, которые умудрялись собрать по букве нужное слово из нескольких фраз интервьюироимого. Но такие "фокусы" возможны только на очень дорогой аппаратуре).
  • Ограниченный набор монтажных эффектов вследствии аппаратной их реализации. При появлении видеомикшера SONY DFS-500 знакомые специально записывали демонстрационную кассету, чтобы показать потенциальному заказчику возможности системы. Теперь от этих примелькавшихся эффектов многих коробит.
  • Ограничение творческие возможностей. Хотя монтажер и говорит, что такое мотажное решение возможно, но только после четырех перезаписей с двумя "подхватами".
  • Высокая стоимость аппаратуры (до нескольких десятков тысяч).

Ну и грех не упомянуть нами известный
Нелинейный видеомонтаж.
Несколько лет назад появилась возможность выполнения видеомонтажа и редактирования "внутри" компьютера. Эта технология получила название нелинейного монтажа, поскольку позволила операторам прямое обращение к необходимым кадрам/фрагментам видео, записанным на жесткий диск компьютера, т.е. позволила избегать утомительного процесса постоянной (линейной) перемотки ленты вперед-назад при просмотре/поиске этих фрагментов. Подчеркнем, что оцифрованные фрагменты видео перед записью на диск подвергаются компрессии (как правило, MJPEG) в 3-10 раз, что неизбежно приводит к определенной потере качества (тем меньшей, чем меньше степень компрессии). Первоначально графический интерфейс подобных систем напоминал панель управления классического контроллера-микшера, а их функциональные возможности повторяли "привычные" оператору функции. Развитие технологии цифрового редактирования наряду с наращиванием производительности персональных компьютеров, в том числе методов компрессии, привело к реальной возможности создания профессиональной по качеству видеопродукции на базе стандартного компьютера.
Каковы основные преимущества цифрового нелинейного монтажа?
  • Прежде всего, это сохранение исходного уровня качества записанных на диск фрагментов при их копировании (вне зависимости от числа копий).
  • Во-вторых, это компактность. Нелинейная видеостудия фактически представляет собой компьютер, специально сконфигурированный для этих целей, и, оснащенный специальной системой нелинейного видеомонтажа и соответствующим программным обеспечением. При этом отпадает необходимость в монтажном и микшерном видеопульте, линейки из двух и более видеомагнитофонов. титровальном генераторе и т. д. Для записи готового смонтированного видеоматериала фактически необходим лишь один видеомагнитофон соответствующего формата .
  • В-третьих, это большая гибкость и высокое качество. Возможности по обработке и монтажу видеоматериала определяются лишь возможностями используемого компьютера и программного обеспечения и могут оперативно изменяться и наращиваться.
  • В-четвертых, при оснащении соответствующим оборудованием и программным обеспечением, можно превратить эту систему и в профессиональную цифровую аудиостудию для озвучивания изготавливаемых видеороликов и монтажа фонограмм.

Кроме того, это:
  • Отсутствие выпадений из-за дефектов ленты.
  • "Мгновенный" доступ к любому фрагменту.
  • Более широкие возможности контроля процесса монтажа.
  • Более высокое качество конечной продукции.
  • Возможность использования новых творческих решений и создания новых визуальных эффектов, обусловленных именно цифровыми возможностями манипулирования с видео (например, трехмерная анимация, виртуальная студия).
  • Автоматическая синхронизация видео со звуком.

Виды монтажа.
  • Последовательным монтажом называется способ изложения содержания, при котором действие фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени. Этот вид монтажа самый простой и наиболее распространенный.
  • Паралельным монтажем называется прием поочередного показа двух или более событий (образов), происходящих одновременно, но в разных местах, или происходящих в разное время. Паралельный показ развития двух действий, объединеных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажем.
  • Ассоциативный монтаж - это такой монтаж кадров, образы которых вызовут у зрителя определенную (ассоциативную) связь, и у него возникает пониание принципиально нового смысла основного действия или характера персонажа. Чтобы добиться такого эффекта, необходимо придать действиям или персонажам какие-либо общие черты, которые позволяют зрителям понять взамосвязь этих образов, уловить авторский замысел.

Монта?ж видео - или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или реструктурирования изначального материала, в результате чего получается иной целевой материал. монтаж в кинопроизводстве не менее важен, чем киносъёмка: монтаж способен придать фильму нужный ритм и атмосферу. Различают линейный и нелинейный монтаж.

Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа. О линейном монтаже также говорят в случае процесса урезания сцен в видеоматериале без нарушения их последовательности. 1 ||2 || В группу.

9 ноября 2013 в 17:20 – 104 просмотра

нелинейный видеомонтаж:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи, обзоры программ, новости

    Нелинейный видеомонтаж

    Нелинейный видеомонтаж. Кодеки.

    1.1. Изучить интерфейс программного обеспечения Adobe Premiere Pro.

    1.2. Ознакомиться с процессом сохранения фильмов.

    1.3. Получить практические навыки по нелинейному видеомонтажу с использованием программного обеспечения Adobe Premiere Pro.

    2.1. Учебник по Adobe Premiere Pro 1.5.

    2.2. Справочник по цифровому телевидению. Р.Брайс. 2001 г.

    3. Домашнее задание

    3.1. Ознакомиться с методическим руководством к лабораторной работе.

    3.2. Подготовить бланк отчета.

    3.3. Зарисовать в отчет структурные схемы линейного и нелинейного видеомонтажа.

    3.4. Ответить на вопросы для самопроверки.

    4. Вопросы для самопроверки.

    4.1. В чем отличие линейного и нелинейного видеомонтажа.

    4.2. Какие могут использоваться способы представления телевизионного сигнала из аналоговой в цифровую форму.

    4.3. Какие частоты дискретизации используются для представления сигнала яркости в цифровую форму.

    4.4. Какие частоты дискретизации используются для представления цветоразностных сигналов в цифровую форму.

    4.5. Какие уровни квантования используются при 8-ми разрядном кодировании телевизионного сигнала.

    4.6. Почему применяется кодирование цифрового телевизионного сигнала.

    4.7. Какие виды избыточности содержит телевизионный сигнал.

    5. Приборы и оборудование.

    5.2. Программное обеспечение Adobe Premiere Pro.

    6. Порядок выполнения работы.

    6.1. Ответить на вопросы преподавателя по домашнему заданию.

    6.2. С разрешения преподавателя включить ПЭВМ.

    6.3. После окончания загрузки операционной системы Windows запустить Adobe Premiere Pro. Для этого нажмите кнопку Start (Пуск) и затем выберите в меню Программы ОС Windows пункт Adobe Premiere Pro.

    6.4. В появившемся окне выбрать с помощью указателя манипулятора типа «мышь» пункт New project (Новый проект).

    6.5. В появившемся окне выбрать закладку Custom Settings (Особые параметры). Затем в закладке «Тип правки» выбрать пункт «Desktop» (Настольный). Размеры кадра установить 640 горизонталь 480 вертикаль. Коэффициент выбрать «Square Pixels 1.0» (Квадратные пиксели 1.0). После этого в графе «Размещение» указать путь C:\Temp и в графе «Имя» указать имя вашего проекта и нажать с помощью указателя манипулятора типа «мышь» клавишу «ОК».

    6.6. Импортируйте в проект файлы. Для этого:

    • Выберите в верхнем меню File>Import (Файл>Импорт).
    • В открывшемся диалоговом окне Import (Импорт) отыщите на своем жестком диске по адресу D:\клипы\ медиа-файлы, которые вы собираетесь импортировать.
    • Выделите в диалоговом окне Import (Импорт) все нужные для импорта в проект файлы. Для выделения нескольких файлов пользуйтесь щелчками мыши при удерживаемой клавише <Ctrl>.

    Выберите 2 анимационных файла с расширением .mpg

    Нажмите в диалоговом окне Import (Импорт) кнопку Open (Открыть).

    6.7. Произведите предварительный просмотр импортированных файлов. Для этого выполните следующие действия:

    • Выберите какой-либо анимационный или графический клип, щелкнув на его названии в окне Project (Проект).
    • Наблюдайте первый кадр клипа в миниатюре предварительного просмотра окна Project (Проект)
    • С помощью кнопки Play (Проиграть) слева от миниатюры предварительного просмотра просмотрите содержимое видеоклипа. Чтобы просмотреть клип более детально, откройте его в левой половине окна Monitor (Монитор), предназначенной для просмотра исходных клипов. Для этого дважды щелкните на пиктограмме слева от названия клипа в окне Project (Проект).
    • В окне Monitor (Монитор) просмотрите содержимое клипа с помощью кнопки Play (Проиграть), находящейся в центре панели инструментов в нижней части окна.
    • Закройте исходный клип в окне Monitor (Монитор) нажатием кнопки закрытия закладки.
    • Просмотрите таким же образом и все остальные клипы.

    6.8. Наведите указатель мыши на пиктограмму анимационного клипа в окне Project (Проект).

    Перетащите анимационный клип, нажимая и удерживая левую кнопку мыши на его пиктограмме, из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) в начало трека Video 1. Место возможной вставки клипа в фильм будет отображаться в виде прямоугольника, а указатель мыши приобретет характерный вид, говорящий о возможности вставки клипа в фильм.

    Отпустите кнопку мыши, когда символическое прямоугольное представление клипа в окне Timeline (Монтаж) зафиксируется на нулевой отметке шкалы времени.

    6.9. Для сохранения фильма во внешнем файле выполните следующие действия.

    Выделите фильм в окне Project (Проект) или Timeline (Монтаж).

    Выберите в верхнем меню команду File>Export>Movie (Файл>Экспорт> Фильм).

    В открывшемся диалоговом окне Export Movie (Экспорт фильма) определите месторасположение файла и его название.

    С помощью манипулятора типа «мышь» нажмите кнопку «Параметры».

    В появившемся окне выберите пункт «Видео». После чего выберите любой кодек из предложенных. Затем с помощью манипулятора типа «мышь» нажмите клавишу «ОК», и затем клавишу «Сохранить» в окне «Экспорт фильма».

    В появившемся окне Rendering Files (Просчет) нажмите указатель Render Details (Подробности просчета). В открывшейся дополнительной части окна будет указано прошедшее время с начала просчета (Time Elapsed), которое по окончании необходимо будет указать в таблице 1.

    6.10. Повторите пункт 6.9 для еще четыре различных кодеков.

    6.11. Просмотрите полученные файлы с помощью любого из имеющихся проигрывателей. На основании качества просмотренных материалов заполните следующую таблицу

    Таблица 1. Сравнение различных кодеков

    6.12. Сохраните проект для чего выберите в верхнем меню команду File (Файл)> Save as (Сохранить как). В появившемся окне введите имя проекта (номер группы и фамилия студента).

    6.13. Закройте все программы и выключите ПЭВМ.

    6.14. На основании проделанной работы сделайте выводы.

    7. Содержание отчета

    7.1. Наименование и цели работы.

    7.2. Структурные схемы линейного и нелинейного видеомонтажа.

    7.3. Заполненная таблица 1.

    7.4. Выводы по работе.

    7.5. Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).

    8. Контрольные вопросы.

    8.1. Назовите достоинства нелинейного монтажа.

    8.2. Назовите основные этапы создания фильма при нелинейном монтаже.

    8.3. Поясните от чего зависит размер файла, полученного в результате монтажа.

    8.4. Назовите какие типы файлов можно отнести к клипам, применяемых в программном обеспечении Adobe Premiere Pro.

    8.5. Перечислите кодеки, используемые для сжатия видеофайлов.

    8.6. Поясните из-за чего на изображении (в сжатом видеофайле) могут появляться искажения и артефакты.

    9. Методические указания

    Основные задачи видеомонтажа - это удаление ненужных участков сюжета, состыковка отдельных фрагментов видеоматериала, создание переходов между ними, добавление спецэффектов и поясняющих титров. Существует три вида видеомонтажа: линейный, нелинейный и гибридный.

    Линейный монтаж подразумевает перезапись видеоматериала с двух (или нескольких) видеоисточников на видеозаписывающее устройство с вырезанием ненужных и "склейкой" нужных видеосцен и добавлением эффектов. Основной недостаток - потеря качества, высокая трудоемкость и большое количество видеоаппаратуры.

    Нелинейный монтажосуществляется на базе компьютерных систем. При этом исходные видеоматериалы сначала заносятся в компьютер, а затем над ними производятся процедуры монтажа. Достоинства - практически отсутствие потерь качества при многократных "перемещениях" видеосюжетов, значительная экономия видеоаппаратуры. Недостатки - работа не в реальном времени, большое время обработки видеоматериала, высокая трудоемкость, ограниченный объем заносимого в компьютер видеоматериала.

    Гибридный монтажсочетает в себе достоинства линейного и нелинейного монтажа (нелинейная видеомонтажная система выступает в роли видеоисточника). Недостаток - как правило, более высокая цена.

    Работу по монтажу фильма в Premiere можно разбить на следующие составные части:

    · Создание нового проекта, включая определение его основных установок.

    · Подготовка исходных файлов и импорт их в проект.

    · Монтаж фильма из клипов, импортированных в проект.

    · Возможно добавление различных спецэффектов.

    · Добавление титров при необходимости.

    · Экспорт смонтированного фильма.

    Начнем работу по нелинейному монтажу со знакомства с интерфейсом программы Adobe Premiere Pro.

    После завершения установки программы на вашем компьютере нажмите кнопку Start (Пуск) и затем выберите в главном меню ОС Windows пункт Adobe Premiere Pro.

    Рисунок 1. Окно привествия Adobe Premiere Pro.

    После загрузки на экране возникнет окно приложения Premiere, на фоне которого появится диалоговое окно с приглашением Welcome to Adobe Premiere Pro (Добро пожаловать в Adobe Premiere Pro). В данном окне нажатием соответствующей кнопки можно либо начать монтаж нового проекта — New Project (Новый проект), либо открыть существующий файл проекта — Open Project (Открыть проект), либо обратиться к справочной системе — Help (Справка) (рисунок 1). Если вы выберете опцию создания нового проекта, то перед загрузкой содержимого основного окна Premiere вам будет предложено определить его установки, т. е. основные параметры, определяющие настройки окон, в которых будет происходить редактирование проекта (размер изображения фильма, частота кадров, способ нумерации кадров и т. п.).

    Нажмите кнопку New Project (Новый проект) в диалоговом окне с приглашением.

    Рисунок 2. Окно New Project.

    Выберите в левом списке Available Presets (Загрузка преварительных настроек) открывшегося диалогового окна New Project (Создание проекта) пункт DV - PAL - Standart 32kHz (Цифровое видео - стандарт PAL - Стандартный звук 32 кГц) (рисунок 2). Это будет означать, что для дальнейшей работы мы выбрали набор установок, составленный разработчиками Premiere, предназначенный для создания фильма в формате PAL (европейском стандарте телевидения). После того как вы выберете одну из предустановок, параметры, составляющие ее набор, отобразятся на панелях Description (Описание) справа.

    Введите в нижнее текстовое поле Name (Имя) название проекта, например, start. В поле Location (Размещение) над ним задайте путь к папке на вашем компьютере С:\Temp\.

    Нажмите в диалоговом окне New Project (Новый проект) кнопку ОК

    После определения установок в основное окно Premiere загрузится несколько дочерних окон, каждое из которых предназначено для проведения определенных операций по монтажу фильма (рисунок 3). Самыми важными являются три окна:

    Project (Проект) — для управления составом проекта (исходными клипами, импортированными из внешних файлов, и фильмами, которые вы редактируете);

    Timeline (Монтаж, или Монтажный стол) — для монтажа фильма при помощи схематического расположения вдоль временной шкалы составляющих его клипов, символически представленных прямоугольными блоками;

    Monitor (Монитор) — для просмотра изображения кадров исходных клипов и фильмов, а также для визуального монтажа.

    Окно Project (Проект) является библиотекой фильмов и клипов, а два других окна служат, собственно, для управления процессом монтажа. Все три окна имеют (в их верхней части) закладки, позволяющие отобразить информацию, относящуюся к определенному объекту. В частности, закладки окон Timeline (Монтаж) и Monitor (Монитор) являются ни чем иным, как идентификатором фильма, открытого в данный момент. Новый проект открывается в Premiere с автоматически добавленным в него фильмом, который, как видно из рисунка 3, называется по умолчанию Sequence 01. Строка с таким названием находится в окне Project (Проект), а закладки открыты в окнах Monitor (Монитор) и Timeline (Монтажный стол), что говорит о приложении действий пользователя к монтажу именно этого (активного) фильма.

    Помимо трех основных окон, которые используются при монтаже фильма, на экран выводятся еще несколько окон с облегченным интерфейсом, называющихся палитрами (рисунок 3). Они служат для вспомогательных целей и применяются, главным образом, для облегчения процесса монтажа и вывода дополнительной информации:

    History (История) — палитра, служащая для просмотра и, возможно, отмены последних действий по редактированию фильма;

    Info (Информация) — палитра, отображающая вспомогательную контекстно-зависимую информацию (почти всегда относящуюся к выделенному в других окнах объекту).

    Принцип монтажа в Premiere основан на выполнении над исходными клипами действий определенного типа, для чего следует использовать соответствующий инструмент. В каждый момент времени может быть активным только один инструмент, а выбрать его можно в специальной палитре — Tools (Инструменты).

    Кроме описанных средств интерфейса, Premiere имеет дополнительные окна и палитры, которые либо облегчают действия по монтажу фильма (например, дублируя функции некоторых основных окон), либо позволяют управлять дополнительными возможностями (например, создавать титры или применять спецэффекты).

    К дополнительным окнам относятся:

    Effects (Эффекты) — для назначения того или иного эффекта клипам, включая эффекты перехода;

    Effect Controls (Управление эффектом) — для регулировки назначенного эффекта и задания его параметров;

    Рисунок 3. Вид окна Premiere после первого запуска.

    Title Designer (Дизайнер титров) — для создания и редактирования клипов с титрами;

    Audio Mixer (Аудиомикшер) — для традиционного микширования звуковых клипов.

    Рисунок 4. Вызов на экран скрытых окон при помощи пункта меню Window.

    Все окна допускается перемещать по экрану (перетаскивая за заголовок окна) и изменять их размер (перетаскивая нужную границу окна), настраивая тем самым рабочую область в виде, наиболее удобном для конкретного пользователя. Одно из окон всегда является активным, о чем говорит яркий цвет его заголовка. На рисунке 3 активным является окно Project (Проект). Все действия пользователя в Premiere (включая применение горячих клавиш) касаются активного окна. Для того чтобы сделать то или иное окно активным, достаточно щелкнуть мышью в его пределах.

    Внимание: Следите за тем, какое из окон является активным в каждый момент времени. От этого, в частности, решающим образом зависят действия Premiere в ответ на нажатие вами клавиш на клавиатуре, выбор пунктов меню и т. п.

    Любое окно, как и в большинстве приложений ОС Windows, можно закрыть стандартной кнопкой управления окном Close (Закрыть), располагающейся в правом верхнем углу заголовка окна. Для повторного вызова окна на экран следует воспользоваться командой меню Window (Окно).

    Следует помнить о том, что закрытие окна Project (Проект) отличается от закрытия всех остальных окон. Окно Project (Проект) не скрывается временно с экрана, а полностью закрывает текущий проект, выгружая и все остальные окна. Для возвращения к редактированию проекта вам следует вновь открыть его либо создать новый проект, пользуясь диалоговым окном-приглашением (рисунок 1). Кнопка управления окном Hide (Свернуть) сворачивает окно до минимального размера (части заголовка) и помешает его в таком виде в левый нижний угол рабочей области. Вновь развернуть свернутое окно можно повторным нажатием той же кнопки.

    При загрузке Premiere (рисунок 3) мы создали новый проект. По умолчанию он уже содержит один фильм, и ваша задача — поместить в проект необходимые файлы, из которых вы собираетесь монтировать фильм, или в терминах видеомонтажа — клипы. Поэтому необходимо иметь видео-, аудио- или графические файлы на своем компьютере, работая с которыми в итоге вы получите фильм.

    Рисунок 5. Окно Import.

    Выполним простую операцию импортирования клипа. Для этого нам потребуется любой видеофайл, находящийся в какой-либо папке на вашем диске.

    Выберите в верхнем меню File>Import (Файл>Импорт).

    В открывшемся диалоговом окне Import (Импорт) перейдите к нужной папке и выделите в ней файл, который вы собираетесь импортировать. В нашем случае это файл с расширением mpg (рисунок 5).

    Нажмите кнопку ОК.

    В результате клип появляется в окне Project (Проект) (рисунок 6), и его можно использовать для вставки в фильм.

    Рисунок 6.Окно Project с импортированным файлом в виде клипа.

    Повторимся, что основными понятиями при работе с проектами являются:

    • исходные клипы (clip), или источники (source) — ссылки на анимационные (видео), звуковые (аудио) либо графические (статические изображения) файлы, для использования которых в проекте их необходимо прежде импортировать из файлов с диска вашего компьютера или оцифровать с внешнего устройства;
    • фильм (sequence) или программа (program) — собственно продукт ваших действий по монтажу исходных клипов. Вы можете просматривать фильм в правой половине окна Monitor (Монитор) или экспортировать его во внешний медиа-файл, что, чаще всего, является конечной целью вашей работы.

    После того как клипы окажутся в специально предназначенном для них окне Project (Проект), их можно перенести в окно Timeline (Монтаж), вставляя тем самым в фильм. Действия пользователя по монтажу фильма могут включать такие операции, как разрезание клипов, изменение их длительности, назначение различных эффектов, добавление титров и т. д. Готовые фильмы просматриваются и экспортируются на жесткий диск в виде файла.

    Клипы делятся на несколько типов:

    • Video (Анимация);
    • Audio (Звук);
    • Image (Статическое изображение);
    • Title (Титры);
    • специальные клипы (такие, как черный экран, настроечная таблица и т. п.);
    • Sequence (Фильм) — с некоторой натяжкой фильмы тоже можно считать клипами, с точки зрения возможности их вставки друг в друга.

    Чтобы использовать клипы при монтаже, необходимо поместить (импортировать) их в окно Project (Проект). После завершения монтажа фильма его следует экспортировать во внешний медиа-файл, т. е. записать файл на диск компьютера. Фильм создается с установками, которые вы определяете предварительно (например, частота кадров, качество сжатия и т. д.). При этом клипы могут иметь существенно другие установки (например, размер кадра или качество звука). Поэтому в процессе экспорта Premiere совершает сложные математические операции по пересчету программы монтажа над исходными клипами, составленной вами в процессе работы над проектом и записанной в символическом виде в окне Timeline (Монтаж). Время экспорта может быть весьма продолжительным, поскольку приходится пересчитывать каждый пиксел для каждого кадра фильма. Для вас эта работа остается как бы "за кадром".

    Появление клипа в окне Project (Проект) означает лишь, что между проектом и содержимым соответствующего медиа-файла установлена связь, позволяющая "скачивать" информацию из файла. Следует подчеркнуть, что по мере работы с клипами в Premiere с самими файлами на дисках компьютера ничего не происходит. Premiere лишь считывает из них информацию в проект, а затем (в соответствии с действиями пользователя по монтажу фильма) обрабатывает ее с тем, чтобы представить скомпилированное изображение кадра фильма в окне Monitor (Монитор).

    Импорт клипа в проект вовсе не означает его немедленную вставку в фильм. Проекты, содержимое которых мы видим в окне Project (Проект), являются лишь библиотекой клипов и фильмов. Для того чтобы включить клип в фильм, следует выполнить дополнительное действие: перенести его из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж). Делается это при помощи простого перетаскивания клипа указателем мыши (рисунок 7). Сразу следует отметить, что редактирование фильма в Premiere предусматривает привязку расположения клипов ко времени фильма (к номеру кадра). Для этих целей в правой части окна Timeline (Монтаж) находится временная шкала или линейка времени (time ruler), определяющая место каждого клипа в фильме. Поэтому при перетаскивании можно сразу расположить клип в нужном месте окна Timeline (Монтаж) относительно линейки времени. После того как кнопка мыши будет отпущена, клип возникнет в окне Timeline (Монтаж), а обновленное изображение текущего кадра появится в окне Monitor (Монитор) (рисунок 8)

    Рисунок 7. Вставка клипа в фильм из окна Project в окно Timeline.

    Рисунок 8. Результат вставки клипа в фильм.

    Таким образом, один из кадров фильма всегда является выделенным, что отображается при помощи линии редактирования (editing line) и индикатора текущего кадра (current-time indicator), выполненного в виде ползункового регулятора (рисунок 16). Линия редактирования является элементом интерфейса, характерным практически для всех видеоредакторов, которая представляет собой вертикальную линию, пересекающую шкалу времени в окне Timeline (Монтаж) в определенном месте. Таким образом, из всего фильма в каждый момент времени выделяется один из кадров, имеющий особое значение (мы его будем называть текущим кадром). Тайм-код текущего кадра приводится в левой верхней части окна Timeline (Монтаж) (рисунок 8) в виде активной надписи (выполненной с подчеркиванием).

    Выделение текущего кадра в Premiere имеет то же назначение, что и курсор, отмечающий определенное место в тексте при работе в текстовых редакторах (например, Microsoft Word или Notepad). Изображение текущего кадра демонстрируется в правой части окна Monitor (Монитор), а большинство операций по редактированию фильма применимо как раз к текущему кадру.

    Обратите внимание на изменения, которые происходят в палитрах Info (Информация) и History (Журнал) по мере того, как вы производите определенные действия (рисунок 9).

    Рисунок 9. Окна Info и History.

    В палитре History (Журнал) отображается перечень последних операций, которые были произведены в рамках редактирования проекта. Во-первых, это может служить дополнительной помощью при вашей работе с Premiere, а во-вторых, вы можете с легкостью отменить любую последовательность действий в данной палитре. Стоит выделить в фильме какой-либо объект (например, клип, вставленный нами в окно Timeline), и в палитру Info (Информация) загрузится перечень сведений, относящихся к этому объекту, что также сильно облегчает монтаж.

    Таким образом, процесс монтажа фильмов в Premiere заключается в расположении исходных клипов вдоль временной шкалы и последующем их редактировании, включая подгонку, вырезание и применение разнообразных спецэффектов. Фактически то, что мы видим в соответствующей закладке окна Timeline (Монтаж), является исчерпывающей записью редактируемого нами фильма и однозначно определяет вид каждого кадра. Сам кадр отображается в окне Monitor (Монитор).

    Как уже было сказано, перед монтажом фильма необходимо добавить в проект его исходные составляющие — видео- и аудио клипы. Этот процесс называется в Premiere импортом. Импортируем в проект все необходимые файлы.

    Выберите в верхнем меню File>Import (Файл>Импорт).

    В открывшемся диалоговом окне Import (Импорт) отыщите на своем жестком диске по адресу D:\клипы\ медиа-файлы, которые вы собираетесь импортировать.

    При помощи кнопки View Menu (Меню Вид) настройте представление списка файлов диалогового окна Import (Импорт) в виде Thumbnails (Миниатюры) (рисунок 10).

    Выделите в диалоговом окне Import (Импорт) все нужные для импорта в проект файлы. Для выделения нескольких файлов пользуйтесь щелчками мыши при удерживаемой клавише <Ctrl>. Если вы работаете с примерами из прошлых версий Premiere, то выберите следующие файлы:

    • анимационные файлы с расширением .mpg;
    • звуковой файл музыка.mp3;
    • графический файл заставка.JPG

    Нажмите в диалоговом окне Import (Импорт) кнопку Open (Открыть).

    После этого диалоговое окно Import (Импорт) закроется, а все клипы окажутся в окне Project (Проект) (рисунок 11). Напомним еще раз, что после импорта мы будем называть импортированные файлы клипами (с теми же самыми именами), подчеркивая, что они стали частью нашего проекта.

    Рисунок 10. Представление файлов в виде миниатюр (для ОС Windows XP) в диалоговом окне Import.

    Мы будем составлять простой фильм из нескольких только что импортированных клипов. Предварительно имеет смысл просмотреть исходные клипы, чтобы определиться со сценарием фильма. Для этого выполните следующие действия:

    Выберите какой-либо анимационный или графический клип, щелкнув на его названии в окне Project (Проект).

    Наблюдайте первый кадр клипа в миниатюре предварительного просмотра окна Project (Проект) (рисунки 11, 12).

    Рисунок 11. Файлы импортированы в проект в виде клипов.

    Рисунок 12. Предварительный просмотр содержимого клипов в миниатюре в окне Project.

    С помощью кнопки Play (Проиграть) слева от миниатюры предварительного просмотра (на рисунке 12 на нее наведен указатель мыши) просмотрите содержимое видеоклипа.

    Чтобы просмотреть клип более детально, откройте его в левой половине окна Monitor (Монитор), предназначенной для просмотра исходных клипов. Для этого дважды щелкните на пиктограмме слева от названия клипа в окне Project (Проект).

    В окне Monitor (Монитор) (рисунок 13) просмотрите содержимое клипа с помощью кнопки Play (Проиграть), находящейся в центре панели инструментов в нижней части окна.

    Закройте исходный клип в окне Monitor (Монитор) нажатием кнопки закрытия закладки.

    Просмотрите таким же образом и все остальные клипы, включая звуковой и статический.

    Составляющие фильма импортированы в проект, и можно приступать к его монтажу из подготовленных клипов. Создадим простой десятисекундный фильм из двух видеоклипов.

    Теперь, когда вы представляете себе содержимое клипов, сочините простой сценарий фильма.

    Рисунок 13. Просмотр клипа в окне Monitor.

    Для того чтобы вставить исходный клип в фильм, необходимо перенести его из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) при активной закладке нужного фильма. После этого можно будет отредактировать клип желаемым образом.

    В окне Timeline (Монтаж) клипы размешаются на треках, или дорожках, т. е. горизонтальных полосах, расположенных вдоль линейки времени. Окно Timeline (Монтаж) содержит треки двух типов: видео- и аудиотреки.

    Начнем создание фильма с монтажа заставки.

    Наведите указатель мыши на пиктограмму клипа заставка.JPG в окне Project (Проект).

    Перетащите клип заствка.JPG, нажимая и удерживая левую кнопку мыши на его пиктограмме, из окна Project (Проект) в окно Timeline (Монтаж) в начало трека Video 1 (рисунок 14). Место возможной вставки клипа в фильм будет отображаться в виде прямоугольника, а указатель мыши приобретет характерный вид, говорящий о возможности вставки клипа в фильм.

    Отпустите кнопку мыши, когда символическое прямоугольное представление клипа в окне Timeline (Монтаж) зафиксируется на нулевой отметке шкалы времени.

    Теперь клип вставлен в окно Timeline (Монтаж) и является частью фильма. Клип, вставленный в окно Timeline (Монтаж), называют также экземпляром клипа, чтобы отличать от исходного мастер-клипа из окна Project (Проект). Обратите внимание, что измененный кадр фильма, который уже содержит изображение анимационного клипа, показывается в окне Monitor (Монитор) (рисунок 15). В этом окне можно как проиграть фильм при помощи типичных кнопок управления воспроизведением, так и переместить текущий кадр на другое место фильма (при помощи активной надписи тайм-кода, на которую наведен указатель мыши на рисунке 15).

    Рисунок 14. Перенос статического клипа в окно Timeline.

    Рисунок 15. Просмотр текущего кадра фильма в правой половине окна Monitor.

    Внимание: Запомните, что в правой половине окна Monitor (Монитор) вы видите модельный кадр из фильма в уже смонтированном виде. Если окно Monitor (Монитор) находится в режиме показа двух кадров, то кадр фильма показан справа, а кадры исходных клипов — слева.

    Рисунок 16. Изменение масштаба времени в окне Timeline при помощи специального ползункового регулятора.

    Несмотря на то, что клип с заставкой — это статическое изображение, он размешается в окне Timeline (Монтаж) с некоторой длительностью. Согласно нашему сценарию, заставка должна длиться в течение трех первых секунд фильма, т. е. другое время, нежели то, которое пока получается в окне Timeline (Монтаж). Для удобства редактирования длительности клипа, возможно, вам стоит изменить масштаб временной шкалы.

    При помощи перетаскивания ползунка регулятора масштаба времени в нижней части окна Timeline (Монтаж) влево или вправо подберите желаемый масштаб шкалы времени (рисунок 16). Для тех же целей можно использовать и кнопки увеличения и уменьшения масштаба, расположенные по бокам от данного регулятора.

    Поскольку мы не будем вставлять в фильм другие аудиоклипы, имеет смысл скрыть пустые аудиотреки в окне Timeline (Монтаж). Для этого вызовите контекстное меню из области заголовков треков окна Timeline (Монтаж), выберите в нем пункт Delete Tracks (Удалить треки) и в появившемся диалоговом окне установите флажок Delete Audio Track(s) (Удалить аудиотрек(и)) (рисунок 17). После нажатия в диалоге кнопки ОК пустые треки будут скрыты, а звуковой клип останется на единственном аудиотреке Audio 1 в окне Timeline (Монтаж).

    Рисунок 17. Удаление пустых аудиотреков.

    Подберите подходящий временной масштаб. Для этого можно использовать регулятор масштаба времени, а можно просто нажать клавишу <\>, чтобы наиболее подходящий масштаб времени установился автоматически.

    Перейдем к монтажу видеоклипов. Выполните следующие шаги.

    Последовательно перенесите все анимационные клипы на трек Video 1.

    Выделите щелчком пустой промежуток, образовавшийся между видеоклипами, и вызовите из него контекстное меню (рисунок 18).

    Выберите в контекстном меню пункт Ripple Delete (Удалить со сдвигом). В результате пустой промежуток исчезнет за счет перемещения последнего клипа влево, в стык с другим анимационным клипом.

    Рисунок 18. Удаление со сдвигом пустого промежутока между видеоклипами при помощи команды Ripple Delete.

    Просмотр фильмов в окне Monitor (Монитор) программы Premiere может осуществляться двумя способами:

    • статический просмотр — фактически это демонстрация текущего кадра в окне Monitor (Монитор). Щелкая в том или ином месте на шкале времени в окне Timeline (Монтаж), протаскивая индикатор текущего кадра вдоль шкалы или перемещая линию подчеркивания активного поля тайм-кода в окне Monitor (Монитор), можно просматривать кадры фильма в статическом режиме. Premiere в реальном времени производит расчет изображения текущего кадра и отображает его в окне Monitor (Монитор);
    • динамический просмотр — фильм проигрывается в динамике аналогично просмотру видео в проигрывателях. Для управления воспроизведением в окне Monitor (Монитор) используются стандартные кнопки, расположенные в нижней части области Sequence (Фильм). Чтобы просмотреть получившийся фильм от начала до конца, можно просто нажать клавишу <Enter>. После небольшого времени компиляции фильма, в течение которого процент выполнения расчетов показывается на индикаторе информационного окна Rendering Files (Просчет) (рисунок 19), фильм будет воспроизведен в окне Monitor (Монитор).

    Для сохранения фильма во внешнем файле выполните следующие действия. Выделите фильм в окне Project (Проект) или Timeline (Монтаж). Выберите в верхнем меню команду File>Export>Movie (Файл>Экспорт> Фильм). В открывшемся диалоговом окне Export Movie (Экспорт фильма) определите месторасположение файла и его название (рисунок 20).

    Рисунок 19. Рендеринг фильма для его предварительного просмотра.

    Рисунок 20. Окно Export Movie (Экспорт фильма).

    При желании измените установки экспорта, нажав кнопку Settings (Установки) и отредактировав соответствующие параметры в открывшемся диалоговом окне.

    Нажмите кнопку Save (Сохранить) в диалоговом окне Export Movie (Экспорт фильма).

    Наблюдайте за процессом экспорта, сопровождающимся показаниями индикатора информационного окна Rendering Files (Просчет).

    По завершении экспорта просмотрите созданный файл, который будет добавлен в окно Project (Проект) автоматически. Просмотр можно осуществить в правой части окна Monitor (Монитор), дважды щелкнув для этого на имени файла в окне Project (Проект). Обратите внимание, что созданный файл просматривается именно в области клипов окна Monitor (Монитор) слева, т. к. уже является обычным клипом, считанным из внешнего файла. В правой области окна Monitor (Монитор) по-прежнему демонстрируется скомпилированный кадр фильма, соответствующий программе окна Timeline (Монтаж).

    Таким образом, мы полностью выполнили сценарий по монтажу простого фильма из некоторых клипов и познакомились на его примере с основными этапами создания фильмов в Premiere.